29 мая 2024
NVTK
▪️НОВАТЭК сам займется достройкой своих газовозов.
Нет, собственную верфь компания еще не купила, но отправит до 200 своих рабочих в помощь "Звезде", которая занимается выпуском кораблей класса Arc7. Всего дальневосточная верфь должна спустить на воду 15 газовозов усиленного ледового класса, но сроки уже сдвинулись на год и вполне могут еще уйти вправо.
До этого Samsung Heavy Industries прекратила производство оборудования для 10 из 15 газовозов на российских стапелях. С помощью рабочей силы от НОВАТЭКа до конца года вполне могут достроить одно судно, еще одно могут успеть сдать в начале следующего года. Сроки строительства еще трех не оглашаются даже потенциально, а судьба оставшейся десятки совсем туманна.
Потенциальное получение двух газовозов позволят НОВАТЭКу отгружать до двух млн тонн СПГ в год через СевМорПуть, что уже хоть как-то обеспечит работу "Арктик СПГ-2". Правда, 2 млн тонн в год – это капля в море.
Суммарная мощность проекта – 19,8 млн тонн в год. Даже если компания действительно передаст третью линию в пользу "Мурманск СПГ", полной загрузки придется ждать еще долго*.
В любом случае идея с помощью "Звезде" работниками выглядит удачно. Дальневосточная верфь постоянно страдает от нехватки рабочей силы, а НОВАТЭКу лучше получить хоть какие-то корабли.
Если хочешь, чтобы что-то было сделано вовремя, сделай это сам.
* ▪️НОВАТЭК переставляет слагаемые.
Компания может перенести третью линию сжижения с "Арктик СПГ-2" на "Мурманский СПГ", то есть сократить проектную мощность до двух линий. Сейчас на площадке уже готовая первая, которая выдала первый сжиженный газ, но из-за невозможности наладить экспорт завод оказался в подвешенном состоянии.
Вторую и третью линии по планам должны запустить в 2024 и 2026 годах, но к сборке последней даже не приступили – на заводе собирают только вторую.
Самое интересное, что в случае перестановки линий у НОВАТЭКа изменится сумма. В отличие от нуждающегося в газовозах арктического класса "Арктик СПГ-2", площадка в Мурманской области имеет выход к незамерзающему Баренцеву морю.
Вдобавок проект изначально большей мощности – 20,4 млн тонн в год против 19,8 млн тонн, без учета потенциальной передачи третьей линии по сжижению. Первые две должны запустить в 2027 и 2029 годах соответственно.
Теоретически фокус на "Мурманск СПГ" избавит компанию от проблем с экспортом – газовозы класса ниже, чем Arc7, получить куда проще. С другой стороны, в таком случае непонятной выглядит судьба "Арктик СПГ-2", который будет работать вхолостую, пока не получит нужные корабли.