Гонка кешбэков: почему банки нарастили траты на программы лояльности.
Часть 1
Российские банки резко нарастили расходы на карточные программы лояльности. По оценке Frank RG, в 2023 году они потратили на вознаграждение клиентов 286 млрд рублей — в полтора раза больше, чем годом ранее.
Для сравнения: в 2022 году их расходы составили 185 млрд рублей, а в 2021-м — 141 млрд рублей. Вместе с этим банки продолжили наращивать долю карт с такими программами в своем портфеле. Сейчас в совокупном портфеле российских банков она составляет 70%, годом ранее — 56%.
Банки все больше вкладываются в программы лояльности по нескольким причинам. С одной стороны, наличие таких программ критично для активизации транзакционного оборота по картам. При подключении программы лояльности клиенты совершают больше транзакций: в среднем прирост оборота покупок по картам с программой вознаграждений достигает 58%.
Однако сам факт наличия такой программы уже не может удержать клиента в банке. Сейчас у россиянина в среднем есть две активные карты, и 44% таких владельцев пополняют одну карту с другой. Самые активные из клиентов стали менее лояльными к банкам, показал опрос более 4000 активных пользователей дебетовых карт, который провели аналитики Frank RG в рамках исследования трендов программ лояльности. В частности, 70% респондентов сообщили, что готовы поменять одну карту на другую ради лучших условий.
Основная причина роста трат банков — растущая конкуренция между банками, связанная с простотой перевода средств клиентом из банка в банк по Системе быстрых платежей (СБП) Банка России. «Эта простота будет расти по мере увеличения лимитов перевода. Поскольку банковского рабства больше нет, клиент начинает выбирать банки с лучшими условиями лояльности. Напомню, что с 1 мая лимит переводов между своими картами разных банков по СПБ будет повышен до 30 млн. руб в мес.
Поэтому, чтобы удержать действующих клиентов и привлечь новых, банки продолжают «гонку кешбэков», к которой присоединилась еще и гонка приветственных бонусов. Один из методов удержания — больше платить. Так, за прошедший год банки немного подняли уровень выгоды по картам: программы лояльности позволяют клиентам вернуть в среднем 0,5-1,3% от трат в массовом сегменте, в прошлом году речь шла о 0,4-1,2%.
В условиях высокой конкуренции банкам приходится придумывать новые опции для клиентов. Длинный грейс-период и наличие reward-программ (бонусы, кешбэки, мили) уже стали новым стандартом рынка кредитных карт. Кроме того, банки продолжили искать и внедрять новые «фишки» лояльности. Например, сейчас они дарят новым клиентам приветственные бонусы и проценты, включают геймификацию (барабан суперкешбэка, шанс на выигрыш). Вместе с тем клиенты уже привыкли к методам продвижения с помощью «геймификации» и хотят играть в игры с большим призом.
Часть 2
https://www.tinkoff.ru/invest/social/profile/CameramanV/141c19a9-9182-4fc8-8d03-17fb369e437b
#банки #кешбэк