Ценообразование на медикаменты в США

Ценообразование на медикаменты в США

Урок 36 мин.
Прогресс0%
Ценообразование на медикаменты в США

Что вы узнаете?

  1. Каким образом компании отбивают высокие затраты на разработку лекарств
  2. По какой цепочке препараты попадают от производителя к потребителю
  3. Почему лекарства в США стоят дороже, чем в других странах

Проблема цен на лекарства

В 2015 году генеральный директор Turing Pharmaceuticals принял решение увеличить стоимость препарата «Дараприм» для лечения токсоплазмоза на 5 000%. За ночь его цена взлетела с $13,5 за таблетку до $750. В результате ежегодная стоимость лечения некоторых пациентов возросла до сотен тысяч долларов.

Дело в том, что коммерческие права на препарат были приобретены компанией-стартапом, которой руководил финансист Мартин Шкрели. Конечно, позже злодей получил негласный титул «самого ненавистного человека на Уолл-стрит» и был осужден на семь лет тюремного заключения, однако этот случай далеко не уникален.

Такое стало возможно за счет отсутствия аналогов на рынке и капиталистического подхода в ценообразовании на лекарства. Жадность Шкрели лишний раз обратила внимание на проблему высоких цен на жизненно необходимые лекарственные препараты в США. Цены на медикаменты в этой стране выше, чем где-либо на планете.

Примечательно, что Мартин Шкрели получил семь лет тюремного заключения не за манипуляции на рынке лекарственных препаратов, а за обман инвесторов.

Источник: AP

Проблема ценообразования на лекарства в Америке куда более комплексная, чем может показаться на первый взгляд.

Компании, разрабатывающие новые лекарства, тратят на это огромное количество денег, а потом ждут маркетингового одобрения долгие годы, проводя продолжительные и дорогостоящие клинические исследования.

После долгожданного одобрения и старта продаж у них есть лишь несколько лет до момента потери патентной защиты, чтобы вернуть себе вложения и заработать. Полученная прибыль «кормит» как саму компанию, так и ее акционеров. При этом развивающиеся биотехи направляют львиную часть прибыли на продолжение исследований.

Здесь отлично подойдет пример с покупкой дома в ипотеку.

Первые годы после его ввода в эксплуатацию новый хозяин платит высокий ежемесячный платеж застройщику за новое жилье. После нескольких лет таких ипотечных платежей дом переходит в собственность и обходится владельцу куда дешевле, ведь каждый месяц необходимо платить лишь за электричество и воду.

Так и общество, получая в свои руки новое лекарство от фармацевтической компании, платит за его «постройку» круглую сумму и ожидает, когда на рынок выйдут дженерики и расходы на такое приобретение существенно снизятся.

Гипотетическая кривая доходности нового лекарства

Источник: Nature Reviews Drug Discovery

Инвесторы заинтересованы в скорейшем запуске, высокой маржинальности, быстром ускорении продаж препарата, получившего одобрение FDA. Основную ценность для лиц, так или иначе вложившихся в запуск, представляют первые годы продаж после одобрения лекарства — дальше все большее значение приобретает ставка дисконтирования, о которой мы расскажем в следующих уроках.