Исследование Школы Бизнеса Тинькофф: как изменится спрос и цены на товары ко Дню знаний

Москва, Россия — 18 августа 2023 г.
Перед началом нового учебного года Школа Бизнеса Тинькофф в рамках аналитического проекта Tinkoff Data выявила наиболее перспективные категории товаров для продажи в розничных точках, а также спрогнозировала спрос и размер средних чеков с использованием сервиса на основе искусственного интеллекта ETNA. В исследовании приведены данные о транзакциях клиентов Тинькофф в период с 15 августа по 9 сентября 2022 года.

Основные выводы:

  • Традиционно наиболее популярными категориями товаров остаются канцелярия, книги, цветы, одежда.
  • Пик количества покупок во всех четырех категориях в этом году ожидается 31 августа.
  • Раньше всего перед Днем Знаний начинается ажиотаж в магазинах одежды, позже всего — в цветочных, за день до праздника.
  • Ожидается, что 31 августа цветы будут стоить на 13% дороже по сравнению с этой же датой в 2022 году.
  • Дороже обойдется и покупка канцтоваров 1 сентября. Средний чек в данной категории вырастет на 12% по сравнению с прошлым годом.
  • На одежду и книги потратят меньше, чем перед 1 сентября 2022 года: ожидается что средний чек в данных категориях упадет на 4% и 8% соответственно.

Пиковые дни для покупок

Немногие родители начинают подготовку к школе заранее. Спрос на одежду и обувь из года в год начинает расти с середины августа, увеличиваясь по выходным. Пик продаж приходится на последнюю неделю перед 1 сентября: 31 августа спрос превышает обычный в 1,5 раза и возвращается к стандартным значениям сразу после первого сентября.

Спрос на канцелярию растет примерно с 25 августа и достигает пика ровно 1 сентября. В День знаний в магазинах происходит настоящий ажиотаж — продаж в три раза больше, чем обычно. Повышенный спрос на канцелярские товары начинает спадать 3—4 сентября, однако до конца месяца количество транзакций в этой категории на 80% больше по сравнению со значениями начала-середины августа.

Если на посещение канцелярских магазинов большинство родителей выделяет 1 сентября, то в книжный обычно идут накануне Дня знаний — 31 августа вне зависимости от того, приходится эта дата на выходной или будний день. Спрос на книги начинает существенно расти за 6 дней до 1 сентября, достигая пика в последний день августа, вдвое превышая обычные значения. Количество покупок книг начинает спадать 5 сентября, однако все равно до конца месяца превышает спрос начала-середины августа на 41%.

Спрос в цветочных магазинах традиционно резко повышается 31 августа. В этот день количество чеков вырастает в 3,5 раза.

В этом году пик количества покупок во всех четырех категориях (одежда и обувь, цветы, книги и канцтовары) ожидается 31 августа, но ажиотаж также придется и на первые выходные после 1 сентября. В среднем он длится 4 дня: с 30 августа по 2 сентября.

Как меняются цены и средний чек

Ожидается, что в этом году дороже родителям обойдется покупка канцтоваров и цветов. По прогнозам ИИ-сервиса ETNA, средний чек в категории канцтовары 1 сентября вырастет на 12% — до 708 рублей, в то время как в прошлом году он составлял 634 рубля. Уже второй год подряд средний чек на покупки в данной категории 1 сентября ниже, несмотря на пиковое количество транзакций.

Цветы также подорожают — по прогнозу в этом году цена в пиковый день 31 августа составит 1430 рублей — на 13% больше по сравнению с прошлым годом, когда она составляла 1270 рублей. По-прежнему родители предпочитают на 1 сентября более дешевые букеты, так как средний чек в августе традиционно выше.

В этом году получится потратить меньше на одежду и книги. Средний чек на одежду упадет на 4% по сравнению с 2022 годом — с 3000 до 2870 рублей в конце августа — начале сентября. А на книги составит 900 рублей в конце августа, на 8% меньше, чем в 2022 году, когда средний чек за книги в этот период составлял 980 рублей.

Как привлечь покупателей в период подготовки к школе

Образовательный проект для предпринимателей Школа Бизнеса рекомендует предпринимателям начать распродажи канцелярских товаров в конце августа, а к концу сентября увеличить скидки, чтобы избавиться от остатков сезонной продукции — дневников, наборов первоклассников и рюкзаков.

Базовые товары — тетрадки, карандаши и ручки в скидках не нуждаются, спрос на них традиционно высок. Можно снизить цены на то, что обычно покупают реже — наборы для рисования, органайзеры.

Ознакомиться с исследованием и советами для предпринимателей подробнее можно по ссылке.

О Тинькофф Бизнесе
Тинькофф Бизнес — экосистема финансовых и технологических продуктов для малого, среднего и крупного бизнеса. Среди клиентов — более 1 млн предпринимателей и компаний по всей России.
Показать больше