6 мая 2024
УРОВНИ ЛИСТИНГА.
Что это и зачем это понимание инвестору?
На бирже существуют 3 уровня листинга. При размещении акции или облигаций биржа присваивает свой уровень каждой.
1ый и 2 входят в Котировальный список. 3ий уровень внекотировпльного списка. По ним инвестору нужно пройти тестирование, чтоб иметь возможность их покупки, или иметь статус квала
Зависит
🔹от размера компании
🔹времени существования
🔹акций в свободном обращении
🔹требованиям к отчетам и корпоративному управлению
🔹соответствие законодательству РФ
🔹раскрытию информации
Для поддержания листинга
🔹Средний (медианный) дневной объем сделок за квартал . Это уровень ликвидности
🔹услуги маркетмейкера
По каждому виду инструменту биржей прописаны свои требования для каждого уровня.
причем для попадания в 1ый уровень и требований к компании больше, и стоит это для компании дороже
I — бумаги крупных компаний, например, голубые фишки или гособлигации.
II — бумаги компаний, прошедших проверку с меньшими требованиями.
III — бумаги, прошедшие частичный отбор.
Для попадания на каждый уровень листинга компания должна соответствовать определённым критериям:
III уровень: соблюдать закон РФ, зарегистрировать ценные бумаги и предоставить о них всю необходимую информацию.
II уровень: существовать хотя бы 1 год либо 1 месяц в случае, если контролирует «дочку» с долей от 50% в группе компаний, куда входит.
I уровень: если капитализация превышает 60 млрд руб., то доля в свободном обращении должна быть не меньше 10% от выпуска обыкновенных бумаг.
Биржа уделяет внимание соблюдению законодательства, объему выпуска, прозрачности и размеру компании
✔️Зачем это?
Разделяя на уровни, биржа дает частному инвестору первичную информацию о том, насколько компания соответствует высоким требованиям и рискована ли для инвестиций. Это позволяет обоснованно подойти к выбору ценных бумаг.
Как вы видите, компании 3его уровня могут реже публиковать отчетность, быть не прозрачными, сами определять стандарты управления. Эта непрозрачность для инвесторов создает дополнительные риски - неправильной оценки бизнеса из-за недостатка нужной доя оценки информацию.
Плюс с понижением уровня листинга страдает и ликвидность (мало бумаг и объемов для продажи, большой спред цены покупки и продажи (разница)), сюда с ним и волатильность становится выше
✔️Что дает высокий уровень листинна самой компании? За что она готова платить и меняться, чтоб попасть в список выше?
Это нужно не всем, а только тем, кто планирует активно развиваться и привлекать в будущем больше денег или продать часть акций. Ну или тем, кто хочет стать лидером в отрасли. Им важно создание имиджа, позитивной оценки стоимости компании, возможность активно торговать бумагами
Активы таких компаний проще оценивать, они становятся более популярными у инвесторов, и опять же это поможет владельцам быстро продать или привлечь больше денег на развитие бизнеса
Например, пенсионные фонды и страховые компании имеют право покупать бумаги только из котировального списка первого уровня. Что дает компаниям надежный спрос на такие бумаги
✔️Кто на бирже в каком уровне?
Голубые фишки точно 1 уровень. Но голубых фишек всего 15, а в 1 листинге 54 акции, сюда же и МКБ, Озон, Окей, Циан, Лента Из облигаций ОФЗ, муниципальные, Альфа-банк, Газпромбанк и другие. Паи некоторых фондов Тинькофф и, например, Альфа-Капитал Управляемые акции"
2 уровень например Астра, Распадская и др. ВУШ WUSH в прошлом году перевели из 1 во 2ой список из-за небольшого количества акций в свободном обращении
3 не Котировальный список, например, такие известные бумаги как Газпром нефть SIBN и Абрау Дюрсо, некоторые облигации Самолёт, РЖД и др
✔️И напоследок, про термины. Есть такой термин как Эшелон, скорее не термин, а радноворное понятие среди инвесторов, но в статьях в интернет вы можете его встречать. Так как это не термин в научном и официальном понимании, то значений у него несколько
☀Окончание в комментариях 👇
#листинг #учу_в_пульсе #понятия #новичкам