20 мая 2024
«Почту России» пытаются вывести из клинической смерти.
О «Почте России» мы говорим редко, хотя она - часть нашей отрасли. Зато о ней все чаще стали вспоминать власти. Виной тому – провал очередной реформы, коих мы уже не можем сосчитать с момента появления ФГУП в начале нулевых. С каждым новым управленцем, ей становилось все хуже. Время уходит, а «Почта» все никак не может найти путь к своему развитию.
В 2018 году был объявлен очередной «подход к снаряду». Главным элементом акробатической программы должно было стать увеличение выручки компании в два раза за пять лет. Как вы можете догадаться, выполнить заявленное не удалось: «Почта России» с грохотом упала на пол.
За пять лет, по данным отчетностей, выручку удалось нарастить с 190,3 млрд руб. до 212 млрд руб., что с учетом инфляции можно считать падением. Но самое главное, за пять лет «Почта России» перестала получать прибыль. Если в 2018 году почта чистыми заработала 2,6 млрд руб., то через год уже было 1,8, потом 1,1 и т.д. На конец 2023 года, чистый убыток составил 7,9 млрд руб.
При новом назначении Максута Шадаева главой Минцифры, в Госдуме «Почту России» припомнили и недвусмысленно намекнули: делаете что хотите, но компания должна быть прибыльной. Сразу все вспомнили о маркетплейсах и косвенном налоге на их деятельность, вспомнили о предложении Минцифры десятилетней давности «монополии на ящики» - доставлять почту другие операторы могут только с отдельного согласия абонента.
«Монополия» - вещь не новая. В США, например, отправления «первого класса» (до 850 гр.) может выполнять только USPS, а вот с косвенным налогом – все интересней.
«Почта России» упустила «логистическую революцию» в России. Маркетплейсы и логистические компании смогли выстроить системы, которые работают в разы эффективней, чем система госкомпании. Но не будем говорить, что все плохо: посылки стали теряться реже, а письма стали доставлять быстрее. Но до ведущих игроков уровень - не дотягивает.
В стратегии «Почты России» на 2020-2030 годы, указывается, что маркетплейсы переходят от модели FBO к FBS, т.е. от полного цикла «выбор-доставка» к обычной торговой площадке. Причина: число продавцов на WB выросло в пять раз, на Ozon в три раза. Но, дальше мы видим, что «Почта России» занимала в 2020 году в способах доставки занимала лишь 15%. Эта доля почти не меняется последние пять лет. Курьеров и «Почту» давят постоматы, которые выдают товары без лотерейных билетиков и носков с тушенкой.
«Почта России» сегодня похожа на дачника, который облизывается на цветущие сады соседей и предлагает делиться урожаем. Ситуацию с косвенным налогом, один наш знакомый описал песней «Ноггано», где предлагается оглядеть жертвенное тело и получать с него долго понемногу, чем много, но один раз.
Пока «Почта» и Минцифры думает, что делать, бизнес продолжает вытеснять ее долю. Поэтому, вместо трансформации и встраивания в рынок, придумывают способы сбора средств: уже обозначенные налоги на маркетплейсы, снятие биометрии для получения SIM-карты, «монополия на ящики» и т.п.
Стоит признать две вещи: «Почта России» не сможет забрать долю рынка в электронной коммерции и ритейле, но сможет вписаться в логистическую цепочку при должном предложении, а также то, что она выполняет социальную функцию. «Социалкой» любят тыкать депутаты с трибун. Раз такое дело, почему бы не реорганизовать на их базе многофункциональные центры или иные точки контакта жителей и власти? Было бы явно больше пользы, чем сейчас. #сердце__пульса #флудилка