📝Записки инвестора. Аэрофлот. Часть №2
📊Какова структура выручки?
Компания зарабатывает за счет оказания услуг по перевозки пассажиров и грузов. И вот сколько она заработала за 2023 год в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Невооруженным взглядом мы можем заметить, что выручка от пассажирских перевозок в 2023 году выросла более чем в 1,5 раза по сравнению с 2022 годом, когда по понятным причинам были ограничения в перелетах. Выручка от реализации билетов (пассажирская выручка) отражается в момент предоставления авиатранспортных услуг.
По итогам 2023 года Группа «Аэрофлот» перевезла 47,3 млн пассажиров, что на 16,3% больше, чем в 2022 году. Процент занятости пассажирских кресел составил рекордные 87,5%, увеличившись на 3,9 п.п. год к году; на внутренних линиях показатель вырос на 4,1 п.п., до 90,0%, что отражает высокий спрос на авиаперевозки.
Перевозки на внутренних линиях увеличились на 6,8% до 37,7 млн пассажиров – это максимальный уровень перевозок Группы «Аэрофлот» по России. На международных линиях пассажиропоток составил 9,6 млн человек, что на 79,3% превысило уровни 2022 года, а также на 13,1% – перевозки 2021 года при полной реструктуризации и перезапуске международной сети в новых условиях.
Выручка Группы «Аэрофлот» за 2023 год выросла на 48,1% по сравнению с 2022 годом и составила 612 194 млн руб. Выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 52,7%, до 563 899 млн руб., что связано в первую очередь с увеличением пассажирооборота. Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 28,5%, до 25 123 млн руб., в том числе на фоне роста объема перевозок грузов и почты на 13,5%.
💰Есть дополнительные источники доходов?
У компании есть еще также дополнительный источник выручки (прочая выручка), который она аналогично отражает в МСФО.
В прочей выручке мы можем обратить внимание на самый емкий пункт “Доходы от партнеров по программе премирования пассажиров”, что это?
💎С 1999 г. в Компании действует программа для часто летающих пассажиров – “Аэрофлот Бонус”. Согласно условиям программы, для стимулирования заинтересованности пользования услугами компании, мили “Аэрофлот Бонус” начисляются за пользование услугами Группы и ее партнеров, а также в виде бесплатных промо-миль для стимулирования участия в программе. Заработанные мили позволяют совершить бесплатный перелет, повысить класс обслуживания или воспользоваться услугами партнеров программы при условии соответствия дополнительно предусмотренным условиям Программы.
💵Расчетная стоимость накопленных бонусных миль, заработанных, но не использованных участниками программы «Аэрофлот Бонус» при перелетах на рейсах Группы, отражается в качестве краткосрочной и долгосрочной отложенной выручки по программе премирования пассажиров в составе краткосрочных и долгосрочных обязательств в консолидированном отчете о финансовом положении Группы.
❗️Обратите внимание на пункт “Продажа товаров на борту”. Если у кого – то возникнет вопрос, кто те люди, которые покупают фирменную продукцию той или иной компании, знайте, Аэрофлот реализовал сувениров на 251 млн. рублей в 2023 году и на 250 млн. рублей в 2022 году.
🤔Кстати, а насколько вообще выгодны сувениры компании? Ответ есть в отчете ниже, потратили 127 млн, заработали 251, выгодно? Однозначно да (см. карточку “Дополнительные источники дохода” и “Операционные расходы, за исключением расходов на оплату труда и амортизации”)
😆Конечно, это шутка. Нужно смотреть более важную информацию, сколько компания тратит на обслуживание и ремонт воздушных судов (все суммы в отчете у Аэрофлота отображаются в миллионах российских рублей), а также основную статью расходов – авиационное топливо. На него компания потратила 219 млрд. рублей. Это половина от всех операционных расходов, за исключением расходов на оплату труда и амортизации (см. карточку “Операционные расходы, за исключением расходов на оплату труда и амортизации”). При этом есть демпфер.
🧐О влиянии демпфера поговорим в следующих частях!
$AFLT