Какие компании я ищу в рамках моей инвестиционной стратегии
&Качественные инвестиции. ЧАСТЬ 2/2
Если мы откроем бизнес в первом городе – у нас там будет много конкурентов, а значит, мы не сможем продавать чай по высокой цене. Это приведёт к тому, что маржа прибыли будет низкой. Кроме того, высокий уровень конкуренции не даст нам продать слишком много, так что и оборачиваемость запасов окажется низкой. Таким образом, с точки зрения потенциальной прибыли – перспектива не радует. Если мы попытаемся снизить цены, чтобы больше продать, тоже самое наверняка сделают и наши конкуренты. Здесь следует признать, что мы продаёт точно такой же продукт, как и у наших конкурентов, так что конкурировать с ними мы можем только с позиции цены, то есть в условиях ценовой конкуренции. А это не то, что я люблю.
Если же мы будем продавать чай во втором городе, то сможем установить цену по своему усмотрению, потому что конкурентов нет. Оборачиваемость запасов будет также высокой, т.к. мы сможем продавать много горячего чая замерзающим туристам. То и другое по отдельности хорошо для нашего бизнеса, когда же эти факторы сочетаются, это настоящая золотая жила. Такая ситуация называется локальной монополией.
А теперь ещё представим себе, что, зарабатываем на нашем горячем чае от замерзающих туристов так много, что решаем, не жалея сил и средств, создать новый рецепт и заваривать свой чай только из самых лучших ингредиентов. Мы начинаем варить лучший горячий чай на всём крайнем севере и даём ему фирменное название «Иванчай» (Иваном зовут нашего дядю, который одолжил нам начальный капитал). Очень скоро миллионы туристов, попробовав «Иванчай», полюбят его. Он так им понравился, что они начинают спрашивать нас, почему мы не продаём свой чай в первом городе. Поскольку теперь у нас есть свой бренд и поскольку потребители выделяют его из остальной безликой массы остальных чаёв, мы теперь можем начать продавать свой чай в первом городе с достаточной маржой прибыли. Здесь оборачиваемость запасов, возможно, окажется не столь высокой, как во втором городе, но всё равно наш бизнес будет весьма прибыльным. Дело в том, что потребители в первом городе уже не хотят довольствоваться «обычным» чаем. Они хотят пить особый чай – Иванчай, отличающийся изысканным ароматом и вкусом. Это и есть случай локальной (или ситуативной) монополии. Если покупатели хотят пить лучший чай – Иванчай, они обязательно будут покупать его у нас.
Таким образом вы уже поняли, что в инвестиционном анализе для меня главное здесь –коэффициент оборачиваемости запасов и маржа чистой прибыли. Я внимательно пытаюсь понять суть и ситуацию каждого нашего бизнеса. И лучшее здесь – высокий коэффициент оборачиваемости и высокая маржа прибыли. Если нельзя получить то и другое сразу, беру что-то одно. Но ни при каких условиях не инвестирую наши деньги в компании, имеющие низкие коэффициенты оборачиваемости и низкую маржу прибыли.