$YNDX Яндекс" прёт как танк. Разбор финансов и перспектив компании
Бумаги IT-компании "Яндекс" традиционно являются одними из наиболее популярных среди российских участников фондового рынка. Уверенно входят в ТОП-10 ценных бумаг.
Однако в 2022 году ситуация с компаниями, которые представлены не акциями, а депозитарными расписками и структурированы через офшорную юрисдикцию, резко усложнилась. "Яндекс" исключением не стал.
Инвесторы с опасением покупали бумаги компании, несмотря на продолжающийся уверенный рост всех показателей. Например, по итогам 2022 года выручка IT-гиганта увеличилась на 46,4% до 521,7 млрд рублей. За первый квартал этого года прирост составил ещё 54% (рост со 106 до 163,3 млрд рублей).
Однако котировки "Яндекса" сейчас практически в три (!) раза меньше, чем на пике осенью 2021 года.
Впрочем, вопрос юрисдикции может в скором времени решиться. Блумберг сообщает, что миноритариям, владеющим депозитарными расписками, предложат три варианта: сохранить долю в голландской Yandex N.V., которая будет выделена в отдельный бизнес с небольшим количеством направлений, забрать деньги (надо понимать, будет произведен обратный выкуп), либо обменять расписки на акции уже непосредственно российской компании, которая, как сообщается, будет зарегистрирована в САР в Калининграде.
Блумберг - конечно, та ещё помойка, но в данном конкретном случае осторожно доверять можно, так как предыдущая информация по "Яндексу" подтверждалась. Видимо, в околояндексовских кругах у Блумберга есть стукачок.
Исходя из этого, "Яндекс" вновь может стать чрезвычайно интересной для частных инвесторов компанией
Не так давно компания отчиталась за первый квартал этого года. Как я уже написал выше, выручка (г/г) увеличилась на 54%:Получается, что за первый квартал 2023 выручка составила почти столько же, сколько за весь 2019 год.
EBITDA также показала хорошую динамику: 12,8 млрд рублей против 1,3 млрд в прошлом году. Впрочем, тогда цифры были обусловлены незапланированными разовыми выплатами сотрудникам в марте 2022 года. Без этой выплаты EBITDA была бы 7,2 млрд:
Впрочем, на показатель EBITDA я бы не смотрел. "Яндекс" открывает для себя все новые направления, которые работают в убыток, но способны в будущем приносить хорошие финансовые потоки. Так, например, это было с сервисом Яндекс.Такси, который вышел на положительную EBITDA только в 2019 году. Зато сейчас приносит весьма хорошие деньги, которые компания инвестирует в новые сервисы.
Перейдем к разбору сегментов. Таковых "Яндекс" выделяет семь единиц:
Разберем кратко. Первое - Поиск и Портал. Благодаря уходу иностранных конкурентов сегмент показал отличный прирост. Если по итогам 2021 года рост составил 30,8%, то по итогам 2022 года - 38%. А если смотреть на первый квартал 2023 года, то здесь и вовсе имеем плюс 54%.
Сегмент Поиск и Портал является наиболее рентабельным и генерирует основную положительную EBITDA. В первом квартале она составила 34,71 млрд. Рентабельность по EBITDA - 51,4%.
Темпы роста выручки, конечно, будут снижаться, однако все равно будут оставаться в двузначных цифрах. Отмечу, что доля "Яндекса" на российском поисковом рынке выросла до 63,3% (годом ранее - 61%). Даже на устройствах с платформой iOS подросла до 49,1% с 46,1%.
Второй сегмент - самый интересный. "Яндекс" в отчетности объединяет Райдтех, Электронную коммерцию и др O2O сервисы (будем звать их просто O2O). Суммарно по выручке здесь также приличный рост в 60% до 88,47 млрд рублей. Однако сегменты генерируют отрицательную EBITDA - минус 10,79 млрд.
Подобное является следствием масштабного расширения бизнеса и инвестиций. Например, в прошлом году под "Яндекс" перешел сервис доставки Delivery Club.
К сожалению, "Яндекс" не раскрывает финансовые показатели конкретно по Райдтеху (Такси, Каршеринг, Кикшеринг).