24 апреля 2024
MRKS
Вот и заговорили о реальных проблемах электроснабжения в Хакасии, что следует из стенограммы встречи гендиректора «Россети Сибирь» Павла Акилина с депутатами Верховного совета.
И речь подняли, как развиваться Хакасии при изношенной системе электроснабжения (вопрос, впрочем, актуальный и для других регионов). Мы говорим о создании новых кластеров, но от чего их запитать? По словам спикера парламента Сергея Сокола, на обновление сетей нужны миллиарды рублей. Но где их взять?
Плановый объем инвестпрограммы крупнейшей сетевой компании ПАО «Россети Сибирь» на 2019-2023 годы составил 1 млрд 770 млн рублей. Из них на ремонт и техническое перевооружение объектов энергетики в Хакасии было запланировано 356 млн рублей, то есть всего 20%. Фактический же объем освоения составил 18,4% от плана.
Канал «Время госзакупок» не раз обращал внимание на эту ситуацию. А вот универсального решения проблемы так и не появилось, хотя на разных уровнях проработано немало планов, но где брать деньги на модернизацию? В теории нужно привлекать все источники.
Но в бюджете Хакасии на эти цели найти средства трудно, к федеральному бюджету стоит очередь из других регионов. Казалось бы, что кроме тарифов других источников и не остается. Но вчера как раз и обсуждалось, что модернизация должна проходить не за счет увеличения нагрузки на потребителя. Хотя Акилин и намекал, что кроме тарифов – других источников нет.
Но просто так взять и поднять тариф уже нельзя, иначе Хакасия получит такую же историю, как с альтернативной котельной, когда тарифы пришлось откатывать. Единственный возможный для республики вариант, собственно и предложенный на вчерашней встрече, — регуляторное соглашение. В отличие от договоренности по альткотельной, такой механизм не предполагает исключение регулируемой организации из сферы тарифного регулировать, а планы прописаны на десять лет вперед.
То есть правила игры не будут меняться каждый год. Такое соглашение позволяет также перераспределять средства внутри на текущие затраты инвестиционной деятельности. И что важно – ФАС в таком соглашение выступает гарантом и сдерживающим фактором для монополиста.
Конечно, на словах выглядит вроде все надежно. Но главное, насколько умело воспользуется правительство этим инструментом?