3.17 Когда покупать и продавать:
Лучшее время для покупки акций наступает тогда, когда вы уверены, что нашли хороший товар по хорошей цене. Существуют периоды, когда шансы на удачную покупку возрастают. Например, периоды налоговых продаж в конце года. Вторая возможность - это кризисы, обвалы, спады и падения, которые случаются раз в несколько лет. Если вы отважитесь покупать, когда внутренний голос кричит “продавай”, перед вами откроются большие возможности. Даже самые вдумчивые и стойкие инвесторы поддаются влиянию скептиков, которые начинают кричать “продавай” до того, как наступит подходящий момент. Когда вы четко знаете, почему купили акции, у вас появляется представление о том, когда с ними лучше расстаться. Сигналы к продаже компаний различных категорий:
-Когда продавать акции медленно растущих компаний
1. когда они вырастают на 30-50% или при ухудшении фундаментальных показателей;
2. компания теряет рыночную долю два года подряд и меняет рекламное агентство;
3. нет новых продуктов, сокращаются расходы на исследования и разработки;
4. последние два поглощения непрофильных компаний походят на “диверсификцию”;
5. компания чрезмерно много истратила на поглощения, нарастила существенный долг, у компании нет средств на выкуп акций даже при падении их цены;
6. даже при низкой стоимости акции дивидендная доходность недостаточно высока, чтобы заинтересовать инвесторов.
-Умеренно растущих компаний
1. если цена акции окажется выше прибыли, а коэффициент P/E выйдет далеко за пределы нормального диапазона, инвестору стоит подумать о продаже и вторичной покупке через некоторое время по более низкой цене, или купить акции другой компании;
2. выведенные на рынок за последние два года продукты приносят смешанные результаты, новинки ожидаются не раньше, чем через год;
3. коэффициент P/E=15, а у сопоставимых компаний той же отрасли P/E=11-12;
4. за последний год ни работники, ни директора не покупали акций;
5. крупное подразделение компании, приносящее ощутимую долю прибыли, страдает от последствий экономического спада;
6. темп роста замедляется.
-Циклических компаний
1. в конце цикла и при первых признаках ухудшения состояния; то, что побудило вас купить акции в период между прошлым спадом и последним бумом, должно подсказать, когда этот бум закончится;
2. явный сигнал - рост запасов и невозможность избавиться от них;
3. падение цен на сырьевые товары;
4. фьючерсная цена ниже текущей;
5. компания снижает затраты, но не может конкурировать с другими производителями.
-Быстро растущих компаний
1. если сорок аналитиков дают акциям компании высшую оценку, 60% акций держат институциональные инвесторы, три общенациональных журнала публикуют лестные отзывы о генеральном директоре, то наступила пора продавать; в отличие от циклических компаний, у которых с приближением конца цикла снижается коэффициент P/E, у компаний роста он достигает порой абсурдных значений;
2. за последний квартал продажи упали на 3%;
3. результаты новых магазинов вызывают разочарование;
4. к конкурентам уходят ключевые сотрудники;
5. недавно компания провела презентацию для институциональных инвесторов с невероятно положительной историей;
6. P/E=30, а темп роста прибыли на следующие два года по самым оптимистичным прогнозам не превышает 15-20%.
-Компаний, выходящих из кризиса
1. после ее полного восстановления, когда она восстановила свой прежний статус;
2. долг, который снижался пять кварталов подряд, в последнем квартале вырос;
3. запасы увеличиваются вдвое быстрее продаж;
4. P/E завышен относительно ожидаемой прибыли;
5. самое сильное подразделение продает большую часть продукции ключевому клиенту, у которого падают продажи.
-Компании с недооцененными активами
1. пока компания не наращивает долг, сокращающий стоимость ее активов, ее акции можно держать;
2. несмотря на то, что акции торгуются ниже реальной рыночной стоимости, руководство объявляет о дополнительном выпуске акций;
3. доля институциональных инвесторов в последние годы существенно вырастает.