20 апреля 2024
#флудилка 19 апреля. День рождения «Жигули», и почему «LADA». Советский автомобиль «века
19 апреля 1970 года в СССР выпущен первый автомобиль ВАЗ-2101, он же – «Жигули» копейка.
Стоит отметить, что в этот день выпущено всего 6 единиц, 2 в синем цвете и 4 в красном, в соответствие цветов флага РСФСР.
Официальный выпуск модели приурочили к 100 летнему юбилею В.И. Ленина (22 апреля 1870).
А конвейерное производство запущено в августе 1970 года.
Предыстория
16 августа 1966 года итальянская автомобильная компания FIAT и Внешторг СССР заключили соглашение о сотрудничестве в разработке легкового автомобиля
Изготовителем должен был выступить, образованный в том же году, Волжский автомобильный завод (ВАЗ) в Тольятти.
К будущему производству были определены сразу 3 модели:
норма» седан (ВАЗ-2101) копейка;
«норма» универсал (ВАЗ-2102);
«люкс» седан (ВАЗ-2103);
Прототипом будущих советских машин выступал Fiat 124.
Итальянские специалисты «улучшали» свой Fiat по заявкам советских инженеров, как могли:
Были заменены тормоза с дисковых на барабанные, которые были надежнее на грязных дорогах;
усовершенствовано сцепление;
усовершенствована коробка передач;
усилен кузов.
Существует легенда, что в ответ на просьбу русских в дополнение ко всем изменениям увеличить дорожный просвет с 170 до 175, один из итальянских инженеров спросил:
«А Вы что, в ближайшем будущем вообще хорошие дороги строить у себя не собираетесь?».
Говорят, в ответ члены российской делегации лишь улыбнулись. Фраза ушла в народ, но ее подлинность не подтверждена.
В изначальную конструкцию Fiat 124 было внесено около 800 изменений и дополнений.
Выпуск новых «Жигули»
Итак, 19 апреля 1970 года начался выпуск новых советских автомобилей.
Называли их «Жигули». От названия гор Приволжской возвышенности
Модели «Классика»:
ВАЗ-2101 (1970-1989) - самая первая модель, народное название «копейка»;
ВАЗ-2102 (1971-1986) - версия «копейки» с кузовом универсал;
ВАЗ-2103 (1972-1984) - модель улучшенной комплектации, и с сдвоенными фарами;
ВАЗ-2106 (1976-2006) - усовершенствованная версия модели 2103,
народное название «шестёрка», «шоха».
ВАЗ-2105 (1980-2010) - первая модель с прямоугольными фарами,
народное название «пятерка», «табуретка»
на экспорт как LADA Riva, LADA Nova, LADA Laika, LADA Clasico;
ВАЗ-2107 (1982-2012) - люкс версия «пятёрки»
с «выпуклой» передней решеткой,
на экспорт как LADA Riva, LADA Nova, LADA Signet;
ВАЗ-2104 (1984-2012) - универсал на базе 2105,
народное название «четверка»
на экспорт как LADA Kalinka, LADA Signet.
В производство ВАЗ закладывалась и линейка на экспорт. Однако слово «Жигули» в европейских странах ассоциировалось с нехорошим словом «жиголо». Поэтому было решено продавать наши «Жигули» на внешнем рынке под торговой маркой «LADA».
Получались: Lada Laika, Lada Saloon, Lada Nova, Lada Riva, Lada Estate, Lada Kalinka.
Выпуск дальнейших «LADA»
Модели «Не классика»:
1984 год. Линейка Samara (Спутник)
1987 год. «Ока»
ВАЗ-1111 «Ока» - в представлении не нуждается.
1996 год. Линейка 110
LADA-110 - «Червонец» или «Чирик»;
LADA-111 - «Гробовозка»;
LADA-112 - «Матрёшка», «Двенашка»;
LADA-112 Coupe - трехдверная.
1997 год. Линейка Samara 2
ВАЗ-2113 - «тренашка»;
ВАЗ-2114 - «четырка»;
ВАЗ-2115 - «пятнашка».
На 20 веке и ограничимся, ведь следующее поколение ЛАД уже окончательно потеряло связь с сегодняшним именинником.
#сердце__пульса