Российский гигант электронной коммерции отчитался по итогам второго квартала.
Теперь подробнее о показателях. Товарооборот онлайн-ритейлера во втором квартале вырос на 92% год к году, до 170,6 млрд рублей. Этот рост был подкреплен увеличением:
База продавцов выросла в три раза по сравнению с прошлым годом и теперь превышает 150 тысяч активных мерчантов на платформе. Благодаря этому выросла и доля маркетплейса в совокупном товарообороте: 76,1% против 62,1% годом ранее (70,4% в первом квартале 2022 года).
Ozon продолжает разрабатывать новые уникальные решения для поддержки продавцов. Виртуальный распределительный центр, запущенный в июне 2022 года, позволил увеличить продажи и эффективнее контролировать затраты на доставку и хранение в регионах более чем 25 тысячам продавцов.
За счет расширения базы продавцов вырос ассортимент продукции — примерно в пять раз по сравнению с прошлым годом, превысив 130 миллионов уникальных наименований. Количество товаров в категории «одежда» выросло в 5,3 раза, превысив 34 млн. Ozon продолжает развивать собственную торговую марку (включает около 400 наименований товаров) продовольственных и непродовольственных категорий. Компания запустила магазин одежды бренда Hola и телевизионный бренд Hartens.
Совокупная выручка Ozon выросла на 58% и достигла 58,5 млрд рублей. Основным драйвером роста стала выручка от услуг (+185% год к году). Впервые сервисная выручка (30,3 млрд рублей) превысила выручку от прямых продаж (28,3 млрд рублей). Это стало возможным благодаря росту комиссионной выручки маркетплейса (+179% год к году), рекламной и прочей выручки.
Ставка комиссии на маркетплейсе (так называемый take rate) во втором квартале увеличилась до 17,9% по сравнению с 15,1% годом ранее.
Ozon также показала значительный прогресс в монетизации рекламной платформы: более половины продавцов активно используют рекламные инструменты. Рекламная выручка выросла более чем в три раза с прошлого года и составила 4,8 млрд рублей.
Себестоимость продаж в целом осталась неизменной по сравнению с 2021 годом (+1% год к году), в основном из-за замедления роста прямых продаж.
Валовая прибыль составила 33,2 млрд рублей (+180% год к году).
Прибыль после учета затрат на фулфилмент и доставку заказов (contribution profit) достигла 9 млрд рублей — годом ранее был убыток 2,3 млрд рублей. Выходу в плюс способствовали крупные инициативы по оптимизации затрат. Рост валовой прибыли опережает рост расходов на фулфилмент и доставку. Вдобавок стоимость этих расходов снизилась на 16% квартал к кварталу.
Скорректированная EBITDA выросла до 0,2 млрд рублей (0,1% от GMV) по сравнению с отрицательными 9,1 млрд рублей (-10,3% от GMV) в прошлом году. Это было подкреплено заметным уменьшением расходов на один заказ во втором квартале 2022 года.
Чистый убыток сократился более чем в два раза, до 7,2 млрд рублей, что в значительной степени связано с усилением контроля над расходами и операционной эффективностью.
Капитальные затраты выросли на 85%, до 7,3 млрд рублей, на фоне инвестиций в логистические мощности и IT. Чистый денежный поток компании на фоне этих затрат остается негативным (-15,4 млрд рублей), что хуже уровня прошлого года.
В одном из фулфилмент-центров Ozon в Московской области произошел пожар, который раскинулся на 55 тысяч м2. Оценка последствий инцидента продолжается. Но компания застраховала товары и прочее имущество, хранящееся в пострадавших помещениях, на 11 млрд рублей, а также жизни рабочих на 1 млрд рублей. Ozon ведет переговоры со страховыми компаниями о возмещении понесенного ущерба.
После делистинга компания ведет переговоры о возможной реструктуризации задолженности по облигациям. Достижение соглашения ожидается в текущем финансовом году. В этой связи выплата купона в августе проводиться не будет.
Финтех-услуги продолжат набирать популярность. Более 5,7 млн активных покупателей использовали Ozon.Account или Ozon.Card для покупок на платформе.
В марте 2022 года бренд Ozon Express был переименован в Ozon Fresh. Продолжается развитие собственной торговой марки с 224 наименованиями продуктов питания и непродовольственных товаров.
Ozon продолжила развитие в Беларуси и Казахстане, запустив собственную логистику, франчайзинговые решения и сортировочные мощности. Международная экспансия позволяет исследовать возможности на недостаточно освоенных рынках электронной коммерции в регионе СНГ, а также расширять общий адресный рынок, базу покупателей и продавцов.
Ozon Global регистрирует около 12 тысяч продавцов из разных стран, в частности из Турции и Китая, на собственном маркетплейсе, чтобы расширить ассортимент доступных товаров и предоставить потребителю альтернативу ушедшим брендам.
С начала июля в котировках акций Ozon наблюдалось слабое, но все же восстановление по сравнению с общей динамикой индекса Мосбиржи. Сейчас акции торгуются по мультипликаторам EV/GMV 0,6x и EV/S 1,7x.