Крупнейшая авиакомпания России возобновила публикацию ежемесячных отчетов об операционных результатах. Так, в конце прошлой недели она поделилась результатами за февраль и первые два месяца 2023 года, из-за чего сегодня акции взлетели на 11,5%. Давайте посмотрим, обоснован ли такой оптимизм инвесторов.
Показатели выросли в годовом выражении, даже несмотря на высокую базу 2022 года, сформированную до санкций. Более того, февральская динамика была сильнее январской.
Международные рейсы
В феврале количество рейсов и пассажиров сократилось, но пассажирооборот увеличился. Это можно объяснить увеличением дальности полета рейсов, если предполагать в среднем одинаковое количество пассажиров на каждом рейсе.
На данный момент компания активно работает над расширением доступных международных направлений. Снятие антиковидных ограничений может ускорить восстановление рейсов в Китай. Также приближается сезон летних отпусков, который может поддержать спрос на перелеты в другие страны. У компании запланирована масштабная программа полетов в Турцию и азиатские страны из регионов.
Внутренние рейсы
По внутренним линиям почти все показатели в феврале выросли. Небольшое снижение числа рейсов у всего холдинга связано с сокращением числа перевозок на 9% год к году у авиакомпаний Победа и/или Россия, которые входят в холдинг. У одноименного флагмана (на Аэрофлот приходится 50% всего пассажиропотока авиахолдинга) число рейсов выросло на 13% год к году.
Напомним, что внутренние линии приносили компании более 60% выручки до 2022 года. Вероятно, сейчас их доля в доходах еще выше.
С конца февраля прошлого года у компании резко изменились условия для выстраивания бизнеса. Однако рост операционных показателей в начале 2023-го показывает, что компания смогла быстро адаптироваться к стрессовым условиям и перестроить бизнес-процессы. Поэтому результаты первого квартала 2023 года могут получиться весьма позитивными.
Согласно данным Росстата, цены за полет в экономклассе в расчете на 1000 км пути в январе выросли на 13% год к году, а в феврале — на 17%. Если в марте темпы роста цен и пассажиропотока сохранятся на февральском уровне, выручка Аэрофлота может показать рост примерно на 19% год к году в первом квартале 2023-го. Это довольно оптимистичный прогноз, учитывая высокие цены на международные рейсы в первом квартале 2022-го и рост пассажиропотока тогда на 15% год к году.
Рост занятости кресел в 2023 году говорит о том, что Аэрофлот наращивает операционную эффективность бизнеса. Так, в феврале 2023-го 87% кресел было занято, а годом ранее всего 75%. Этот рост может поддержать рентабельность по EBITDA в первом квартале. Позитивное влияние на маржинальность могут оказать и цены на нефть, которые находятся под давлением с середины прошлого года.
В 2022 году компания не раскрывала финансовые показатели, поэтому остается только догадываться о ее финансовом состоянии. Однако известно, что в прошлом году пассажиропоток упал на 11%, а также существенно сократилось число международных рейсов, которые отличались наибольшей маржинальностью. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что прибыли в прошлом году не было. А если и была, то совсем незначительная. К тому же вряд ли компания станет распределять ее на дивиденды в условиях получения субсидий от государства. Поэтому не стоит ждать анонса дивидендов после заседания совета директоров завтра, 28 марта.
Ну и что?
Ценные бумаги и другие финансовые инструменты, упомянутые в данном обзоре, приведены исключительно в информационных целях; обзор не является инвестиционной идеей, советом, рекомендацией, предложением купить или продать ценные бумаги и другие финансовые инструменты. Уведомляем Вас о том, что при приобретении и владении иностранными ценными бумагами вы можете столкнуться с рисками депозитарной инфраструктуры, связанными с геополитической ситуацией.