Как выбирать акции в портфель и не переживать за сохранность вложений в долгосрочной перспективе? Ответ на этот вопрос можно получить от Уоррена Баффета, который предпочитает искать компании, использующие так называемый экономический ров.
По сути, ров (от англ. economic moat) — это конкурентное преимущество, которое помогает компании защищать свою долю рынка и долгосрочную прибыль от соперников. Можно выделить следующие виды рвов.
Одно из наиболее мощных преимуществ, которое заключается в повышении ценности продукта с каждым новым потребителем. Простейший пример — социальные сети. Чем больше людей зарегистрировано в условном Вконтакте, тем шире возможности пользователей по взаимодействию друг с другом. Как правило, компании, которым удалось создать сетевой эффект, почти неуязвимы для конкурентов в среднесрочной перспективе.
Выражается в низкой себестоимости материалов для выпуска конечного продукта. Таким moat пользуются компании с вертикальной интеграцией, которые имеют собственную ресурсную базу. Поскольку у таких компаний есть и производство сырья, и переработка, им легче пережить скачки цен на сырье или на конечный продукт, чем компаниям с одним базовым бизнесом.
Чем больше товара выпускает компания, тем ниже себестоимость одной единицы продукта. Примером могут служить автопроизводители, которые имеют невысокую маржинальность бизнеса и зарабатывают на больших объемах производства, что делает затруднительным выход новых игроков на рынок. Как и преимущество издержек, данный moat сложно назвать непреодолимым рвом для конкурентов.
Таким преимуществом обладают производители программного обеспечения для компаний. Например, продукция SAP или Oracle настолько плотно интегрируется в бизнес-процессы клиентов, что переход к конкурентам может требовать колоссальных затрат.
К ним относятся различные патенты, лицензии от регуляторов, а также бренды. Из этого списка наиболее мощным препятствием для конкурентов являются бренды, особенно премиальные. При этом в последние годы сила брендов снижается: молодым игрокам стало гораздо проще получить узнаваемость за счет огромных охватов в интернете.
Чтобы подробнее разобраться во взаимосвязи между ростом акций и состоянием бизнеса, читайте наш курс.
Начать учиться