Оператор сети магазинов товаров по сниженным ценам поделился финансовыми и операционными результатами за четвертый квартал и весь 2022 год.
Ассортимент продукции по-прежнему смещен в сторону товаров первой необходимости, что объясняет высокие LFL-продажи сегмента дрогери (бытовая химия и средства гигиены) и продуктов питания в российских магазинах, которые в совокупности выросли на 15,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Положительный рост сопоставимых продаж показали такие категории товаров, как кухонная утварь, товары для дома, книги и канцтовары, а также товары для праздников. Доля продуктов питания нормализуется: она составила 26,2% в четвертом квартале по сравнению с пиковым значением 30,1% во втором квартале 2022 года.
Ранее проведенный опрос показал, что 62% россиян готовы потратить на новогодние подарки до 5 000 рублей. В ассортименте Fix Price предлагалось более 200 вариантов таких товаров для праздника.
Сезонный ассортимент был основным фактором роста доли непродовольственных товаров в розничных продажах по сравнению с предыдущим кварталом. Однако сопоставимые продажи сезонного ассортимента снизились по сравнению с аномально высоким уровнем четвертого квартала 2021 года.
В течение 2022 года Fix Price постепенно переходила на местных производителей в ряде непродовольственных категорий. Доля импорта в розничных продажах российских магазинов продолжает снижаться — до 27% в минувшем квартале (31,7% годом ранее).
Сегмент товаров по более высоким ценам набирает обороты: доля товаров по ценам 149 и 199 рублей в розничной выручке выросла до 24%, а выше 200 рублей — до 15,1% (12,3% годом ранее). Доля ценовых категорий выше 100 рублей составила 39,4% (32,1% годом ранее).
Также Fix Price начала тестировать новую ценовую отметку — товары по 349 рублей, их доля в продажах достигла 3% в четвертом квартале 2022 года.
Количество участников программы лояльности выросло на 28,7% год к году, до 21,9 млн человек, по итогам года. За квартал удалось привлечь еще 1,4 млн держателей карт.
Доля активных участников программы лояльности среди совокупного числа держателей карт составляет свыше 55%. Покупки с использованием карт лояльности растут и уже составляют 60,7% от общего объема розничных продаж (53% годом ранее). Это мощный драйвер роста частоты покупок: средний чек участников программы лояльности вырос на 5,6% год к году и в 1,8 раза выше (477 рублей) среднего чека покупателя, который не участвует в программе (264 рубля).
Совет директоров компании утвердил новую долгосрочную программу мотивации сотрудников на 2022—2024 годы, которая дает возможность высшему менеджменту и ключевым сотрудникам получать вознаграждение суммарно до 1% акционерного капитала в течение срока программы.
Главная цель — это удержание лучших талантов внутри группы, чтобы удостовериться в том, что интересы менеджмента совпадают с интересами акционеров, и для поддержания долгосрочного роста стоимости компании в будущем.
Переход прав на возможность получения вознаграждения состоится по истечении 12 месяцев после окончания соответствующего года. Для выполнения этих обязательств Fix Price может использовать казначейские ГДР или реализовать обратный выкуп ГДР на открытом рынке. Вознаграждение также может быть выплачено в виде денежных средств.
Общие расходы на программу в 2022 году были несущественными. Ожидается, что основные расходы на программу мотивации придутся на 2023—2025 годы.
С конца сентября 2022 года после резкой просадки котировки ГДР компании укрепились более чем на 30%, но они все еще ниже значений начала 2022 года (на 16%). Сейчас расписки компании торгуются по мультипликаторам EV/S — 1,2х и EV/EBITDA — 6,3x. Это относительно дороже оценок других игроков сектора ритейла.
Компания не оставила без комментария проблему с выплатой дивидендов. Fix Price намерена возобновить выплату акционерам в будущем.