Все не раз слышали о том, как важно перед каждой покупкой детально ознакомиться с бизнесом и с финансовыми показателями компании. Но разбирать это нам кажется настолько сложным и унылым делом, что мы очень быстро забываем все наставления и не глядя, методом тыка, выбираем первую попавшуюся компанию…
Сегодня мы хотим наконец разорвать этот замкнутый круг и показать вам, что работа с финансовыми показателями может быть доступной и интересной! Для этого разберем основные показатели и мультипликаторы, которые помогут вам подойти к выбору компании самым продуманным образом.
На какие показатели смотреть
Чтобы понять, как обстоят дела у компании — сколько она зарабатывает, сколько наличных имеет на случай кризиса, есть ли у нее долги и так далее, требуется оценить несколько показателей. Такая оценка называется фундаментальным анализом. Видя всю картину целиком, гораздо проще оценить свои риски, прикинуть возможную доходность и решить, стоит ли совершать сделку.
🔹 Выручка (Sales)
- Что показывает. Это все деньги, которые компания получает от клиентов за проданные товары или оказанные услуги. Выручка не может быть отрицательной. Минимальная выручка — это ноль, меньше не бывает.
- Как считать. Выручка = стоимость единицы товара × количество реализованных единиц.
Продали 1 000 чашек кофе по 80 ₽, выручка — 80 000 ₽.
- Где найти. В отчете по МСФО (международные стандарты финансовой отчетности) в разделе «Отчет о прибылях и убытках».
🔹 Прибыль (Earnings)
- Что показывает. Это деньги, которые заработала компания.
Кстати говоря, в отличие от выручки, прибыль таки может быть отрицательной.
- Как считать. Прибыль = выручка — все расходы (зарплата, аренда, закупки товаров, налоги и т. д.)
- Где найти. В отчете по МСФО в разделе «Отчет о прибылях и убытках».
🔹 EBITDA (Net Income, Taxes, Interest Expense, Depreciation & Amortization)
- Что показывает. Прибыль до вычета налогов, процентов по кредиту и амортизации (износ оборудования).
Налоговая ставка и проценты по кредитам могут отличаться в несколько раз в зависимости от страны, отрасли или конкретной компании. В EBITDA мы отбрасываем эти факторы, чтобы сравнивать компании из разных стран более честно.
- Как считать. EBITDA = чистая прибыль + налоги + проценты по кредитам + расходы на амортизацию.
- Где найти. В отчете по МСФО.
🔹 Капитализация (Market Cap)
- Что показывает. Сколько стоит компания на бирже.
- Как считать. Капитализация = цена одной акции × общее число акций компании. Например, одна акция компании Северсталь стоит 726 ₽. Всего в обращении находится 837 718 660 акций. Капитализация Северстали: 837 718 660 × 726 = 608 млрд рублей.
- Где найти. На главной карточке компании в приложении вашего брокера.
🔹 Долг (Total Debt)
- Что показывает. Сумма всех кредитов и займов, которые есть у компании.
- Как считать. Долг = краткосрочный и долгосрочный долг компании.
- Где найти. В отчете по МСФО.
Каждая компания рассчитывает размер своего долга в индивидуальном порядке, поэтому обращайте внимание на раскрытие информации по расчету показателя.
🔹 Чистый долг (Net Debt)
- Что показывает. Какой долг останется, если компания потратит все имеющиеся деньги на погашение долгов.
- Как считать. Чистый долг = долг — деньги.
Например, у компании есть кредит на 1,5 млн рублей и 500 тысяч рублей наличных в банке. Компания может прямо сейчас погасить часть кредита — останется только 1 млн рублей долга.
Где найти. В отчете по МСФО.
🔹 Стоимость компании (EV — Enterprise Value)
- Что показывает. Во сколько фактически обойдется покупка компании, с учетом ее долгов и свободных денег.
Если мы купим компанию, все деньги с ее банковских счетов станут нашими — получается как бы кэшбэк. Долги тоже перейдут к нам, и по ним придется рассчитаться.
- Как считать. Стоимость компании = капитализация + долг — деньги (Cash) = капитализация + чистый долг.
- Где найти. В отчете по МСФО.
Чтобы самостоятельно не искать и не высчитывать эти показатели, можно зайти в приложение Тинькофф Инвестиции и открыть вкладку «Показатели».
А на какие мультипликаторы смотреть
Если мы сравниваем похожие по размеру и деятельности компании, смотреть на обычные финансовые показатели удобно. Но когда дело касается компаний, которые принципиально отличаются друг от друга, например заводы и IT-гиганты, то сравнивать их по стоимости или прибыли уже становится сложно: показатели могут различаться в тысячи раз.
В этом случае нужно обратиться к мультипликаторам. Расскажем о некоторых из них.
🔹 P/E (Price/Earnings) — стоимость бизнеса/годовая прибыль
- Зачем нужен. Показывает, за сколько лет бизнес окупит свою капитализацию.
- Как считать. Стоимость бизнеса (Price) делим на годовую прибыль (Earnings).
🔹 P/S (Price/Earnings) — цена/выручка
- Зачем нужен. Полезен для оценки определенной компании по объему выручки. У развивающихся компаний может и не быть прибыли прямо сейчас, поэтому в случае с растущими компаниями инвесторы смотрят на выручку.
- Как считать. Делим стоимость акции (Price) на годовую выручку, которая приходится на одну акцию (Sales).
Чем значение P/S меньше, тем лучше. Для стабильных компаний российского рынка хорошим показателем считается P/S меньше 2. Для США и Европы — меньше 4.
🔹 Net Debt/EBITDA — чистый долг/EBITDA
- Зачем нужен. Полезен для оценки способности компании выплатить свои долги.
- Как считать. Чистый долг (сумма всех долгов компании минус денежные средства) делим на EBITDA.
Комфортным считается значение мультипликатора до 3. Но, как и везде, надо ориентироваться не на весь рынок, а на отрасль, в которой работает компания.
🔹 EV/EBITDA — стоимость компании/EBITDA
- Зачем нужен. Позволяет сравнивать компании с разной налоговой и долговой нагрузкой.
- Как считать. EV (стоимость компании) делим на EBITDA.
Чем показатель меньше, тем лучше — это значит, что вы как инвестор быстрее окупите свои вложения в компанию. Хорошим значением мультипликатора инвесторы считают 10 и меньше.
🔹 P/BV (Price/Book Value, или P/B) — цена/балансовая стоимость
- Зачем нужен. Показывает, сколько имущества компании приходится на одну акцию, и отражает, сколько денег можно выручить, если продать все, чем владеет бизнес, и погасить долги.
- Как считать. Делим стоимость акции (Price) на балансовую стоимость акции (Book, или Book Value per Share).
Среднее P/BV для широкого рынка — около 3, для банковского сектора — 1,3.
🔹 DPR (Dividend Payout Ratio, или Payout Ratio) — коэффициент выплаты дивидендов
- Зачем нужен. Показывает, какую часть прибыли компания пускает на выплату дивидендов акционерам.
- Как считать. Делим сумму выплаченных дивидендов (Dividends Paid) на чистую прибыль компании (Earnings).
Чем выше этот показатель, тем большей частью прибыли компания делится с акционерами. С другой стороны, тем меньше денег остается на развитие.
Уже рассчитанные мультипликаторы вы можете также найти в приложении Тинькофф Инвестиции во вкладке «Показатели».
Прежде чем вы отправитесь сравнивать показатели и мультипликаторы ваших потенциальных кандидатов в портфель, дадим вам несколько советов.
📌 Оценивайте несколько мультипликаторов
Сравнивайте компании по всем показателям: прибыли, выручке, долгам, активам, рентабельности, динамике и так далее. Так вы получите более ясную картину и сможете принимать взвешенные решения.
📌 Сравнивайте похожие компании
У каждой отрасли есть свои особенности, которые влияют на мультипликаторы. Поэтому сравнивать совершенно разные компании неправильно — это ни о чем нам не скажет. Лучше всего сравнивать по мультипликаторам компании из одной отрасли: банки с банками, а IT c IT.
📌 Ориентируйтесь на среднее
Чтобы понять, хорошие показатели у компании или нет, сравните их со средними значениями по отрасли и стране.
📌 Смотрите динамику
Полезно не только оценивать текущее состояние компании, но и изучать, как значения мультипликаторов изменялись со временем. Это поможет понять, в каком направлении движется бизнес и чего от него можно ожидать в будущем.
📌 Заглядывайте в будущее
Аналитики постоянно публикуют прогнозы по компаниям: какие показатели у них будут в следующем отчете.
На основе этих прогнозных значений тоже можно посчитать мультипликаторы и оценить, насколько привлекательна компания.
Еще больше мультипликаторов, примеров и расчетов вы найдете на нашем курсе «Как сравнивать компании» в Академии инвестиций!
Курс будет интересен инвесторам любого уровня, от новичков до настоящих профи.
Ценные бумаги и другие финансовые инструменты, упомянутые в данном обзоре, приведены исключительно в информационных целях; обзор не является инвестиционной идеей, советом, рекомендацией, предложением купить или продать ценные бумаги и другие финансовые инструменты. Уведомляем Вас о том, что при приобретении и владении иностранными ценными бумагами вы можете столкнуться с рисками депозитарной инфраструктуры, связанными с геополитической ситуацией.