Мы ходили на квест "Побег Гудини" - это в СПб. Автор и создатель этого квеста Филипп ранее работал в городском Цирке, он рассказал интересную историю, как выступал перед Английской Королевой и ему задали вопрос: "Как же наверное сложно выполнять такие трюки?". А на самом деле, по его словам, нет, это совсем не сложно, а наоборот. Но с одно оговоркой. Ты должен быть Мастером.
Мастерство - это способность человека путем многочасового непрерывного потокового опыта в каком-либо деле, в игре по правилам, добиваться совершенства. Мастера - это шахматисты, учёные математики, физики, музыканты, гольфисты и так далее. Тайгер Вудс, Моцарт, Хэмильтон, Пуанкаре, Мандельброт.
Ключевой критерий для развития мастерства - это опыт, постоянные системные тренировки и упражнения. 30 000 часов опыта и вы мастер! Мастер? Нет, не совсем. Нужно ещё чтобы опыт был потоковым, то есть в каждый момент времени вы с тренером, учителем или самостоятельно работаете над конкретной задачей и отрабатывает её, частичку общего целого. Сначала осознанно, трудно, сложно, не получается. Потом загоняете новый навык из эксплицитной в имплицитную память...
"Замах, под мяч и удар" до сих пор помню, как учился играть в теннис и отрабатывал удары справа и подачи...
Нейроны обрабатывают новую информацию, создаются новые образы и нейронные проводки.
У новорождённого ребёнка очень много нейронов, значительно больше чем у зрелого человека. При этом у дитя совсем не будет нейронные связей, в отличие от взрослого, у которого выстроены чёткие проводки и целые нейронные сети.
В первые годы жизни ваш ребетёнок смотрит на всё с таким первозданным любопытством и ему всё интересно, он все трогает и тактильно и на язык, на вкус проверит. Это так надо, информация идёт от различных источников восприятия, от различных сенсоров, нейроны её улавливают и обрабатывают, выстраиваются нейронные проводки. Только при получение информации одновременно из разных источников об одном объекте, ребёнок сможет научиться. Если вы закутаете дитя в пелёнки, оставите ему только зрительную информацию в отсутствии звуков, перемещения, осязания - это трагедия.
Науке печально известна история о детях-сиротах в детских домах Румынии...
Так вот, в первые годы жизни у дитя складывается столько много нейронных проводок, что это в разы больше, чем у взрослого. Но эти связи слабые, не зрелые. С годами они фильтруются и выстраиваются более крепкие, сильные связи, остальные распадаются.
Это и есть жизненный опыт.
Это и есть мудрость и мастерство.
МРТ показывает, что та область мозга, которая отвественна за движения правой руки, она испещерена извилинами в разы сильнее у скрипача, чем у обычного человека.
Скрипачу легко играть на скрипке, а вам сложно, потому что его мозг натренирован на этот навык, а ваш нет... Потому что он мастер, а вы нет...
Если интересно, то буду продолжать.
Как это связано с инвестициями? Скоро расскажу.
#книги