Почему крутые, креативные идеи частенько рождаются в стратапах и маленьких компаниях, а то и в гаражах?
Почему крупные передовые компании не могут сами, а в итоге лицензируют IP у стартапов или выкупают всю компанию целиком?
Доказанный факт, что человек может эффективно поддерживать контакты в социальной группе численностью не более 150 людей.
Вы скажете "что за бред, загляни ко мне в инсту, у меня там 4k подписчиков".
150 человек - это та цифра, когда человек может знать каждого, помнить его, помнить поддерживать постоянные связи и взаимоотношения. Не просто поздравить с ДР раз в год, а взаимодействовать ежедневно.
Если представить себе коллектив, в котором больше 150 человек (и чем больше, тем хуже), то люди начинают отстраняться друг от друга и формировать малочисленные группы внутри единого целого со своими собственными интересами.
Внутри у них всё хорошо, но все кто вне группы - их враги, так или иначе. И начинается перетягивание каната туда сюда и всё внутри одного предприятия.
Просто люди не знают друг друга и не могут знать. Это не возможно. А если мы кого-то не знаем, против других, кого мы хорошо знаем, мы выберем всегда своих. Свой чужой.
Тут же проявляются личности, которые преследуют свои собственные интересы - карьерный рост или зарплата побольше...
Естественно, чтобы всего этого не было, как только число сотрудников переваливает через критическую массу, и все всех уже не могут знать и друг друга контролировать, то появляется необходимость в корпоративной культуре.
Идея хорошая - брать на работу тех, кто соответствует каким-то понятиям и ценностям, которые выбрала себе компания.
Чтобы не спорили, чтобы сотрудничали и, конечно, же чтобы лидеры, а ещё чтобы слушались ну и т.п.
Все как один. Но если все как один, то инновационных идей быть не может...
Здесь же появляются корпоративные процедуры, политики. И все сотрудники в компании вроде как должны работать по этим документам. Там все написано. Всё да не всё. И мы знаем, что люди не работают строго по алгоритмам.
Вообщем-то, другого пути никто ещё не придумал и любая крупная компания, которая перешла критическую точку, она становится медленной в инновациях.
Риск должен быть умеренным и обоснованным, крупная компания уже не может делать ставку на не проверенные креативные идеи.
Все эти культуры, политики и процедуры - они хороши для расширения, но они тормозят творческие идеи.
Людей учат делать не то, что они хотят и проявлять свои индивидуальные качества, а то, что им скажут и в системе культуры компании.
В таких условиях творчеству сложно. Вот мы и получаем - прибыли отличные, прогресс по плану. Но революции? Их нет. Увы.
В компании Gore Associates (та самая, которая придумала мембрану Gore-Tex) осознают этот закон 150 человек, поэтому развивают все свои предприятия исходя из этого числа.
Менеджеры придумали хитрый метод. Парковка у завода рассчитана на определённое количество парковочных мест (пусть будет 150, не помню точно). Менеджеры знают, если работники начинают парковаться на газоне - значит надо строить новый завод!
Так у компании в радиусе 20км построено с десяток заводов.
Люди на этих заводах знают друг друга и контролируют сами себя, поэтому отлынивать и не работать мол "он ничего не делает и я не буду" не получится. И карьеристов сразу видно, кто перед руководством любит хвастануть...
Но многим крупным компаниям такой подход не подходит.
Вот и получается, чтобы добывать новые нестандартные креативные идеи, надо идти во вне и искать креативщиков и креативные стартапы.
Некоторые компании стараются развивать инновации или дух стартапов внутри себя и своей структуры. Ну, например, так развивается Google, а внутри Intel растёт Mobileye.
Но не всегда это возможно и удаётся сохранить и развить стартап внутри себя, когда крупная компания его поглощает.
Зачем я всё это написал? От части к тому, что охота за фундаментально крепкими компаниями - это хорошо. Дивиденды, Эквити, PE и всё такое...
Но сами эти компании охотятся на стартапы...