Контрольный лист Исследование каждой компании занимает от силы пару часов. Чем больше информации вы знаете, тем лучше, однако совсем необязательно звонить в компанию. Нет необходимости и штудировать годовой отчет с прилежанием исследователя свитков Мертвого моря. Некоторые из «основных показателей» применимы только в отдельных случаях, а в остальных на них можно не обращать внимания. Ниже приведен перечень того, что инвестору необходимо знать о компаниях каждой из шести категорий. Все компании ● Коэффициент P/E. Высок он или низок для конкретной компании и сопоставимых с ней компаний из той же отрасли. ● Доля в собственности институциональных инвесторов. Чем она ниже, тем лучше. ● Покупают ли инсайдеры акции, и выкупает ли компания собственные акции. И то, и другое — позитивный сигнал. ● История роста прибыли и характер прибыли — неустойчивая или стабильная. (Прибыль не так важна лишь для компаний с недооцененными активами.) ● Сильный или слабый баланс (коэффициент «заемные средства/собственный капитал»), финансовая устойчивость компании. ● Денежная позиция. Пока чистые денежные средства на акцию составляют 16 долл., я уверен, что акции Ford не упадут ниже 16 долл. Это дно для их цены. Медленно растущие компании ● Поскольку акции этих компаний покупают ради дивидендов (зачем еще их покупать?), проверьте, всегда ли они выплачиваются и регулярно ли повышаются. ● По возможности узнайте, какая доля прибыли распределяется в виде дивидендов. Если доля невелика, то компания имеет резерв. Она может выплачивать дивиденды и при низкой прибыли. Если доля высока, то дивиденды более рискованные. Умеренно растущие компании ● Это крупные компании, которые вряд ли обанкротятся. Ключевой показатель — цена, коэффициент P/E позволяет определить, завышена она или нет. ● Поинтересуйтесь склонностью компании к диверсификции, которая может привести к снижению прибыли в будущем. ● Проверьте долгосрочные темпы роста компании, стабилен ли ее рост в последние годы. ● Если вы намерены держать акции неопределенно долго, поинтересуйтесь, как они вели себя в предыдущие рецессии и рыночные спады. (Например, акции McDonald’s показывали хорошие результаты во время спада 1977 г., а во время спада 1984 г. демонстрировали горизонтальное движение. Во время обвала 1987 г. они упали вместе со всеми. В целом же это устойчивые акции. Акции Bristol-Myers пострадали при обвале 1973–1974 гг. в основном из-за того, что были переоцененными. Зато они показывали хороший результат в 1982, 1984 и 1987 гг. Акции Kellogg сравнительно успешно пережили все спады, за исключением кризиса 1973–1974 гг. Циклические компании ● Внимательно следите за состоянием запасов и соотношением спроса и предложения. Опасайтесь выхода на рынок новых участников, это, как правило, тревожный сигнал. ● Будьте готовы к снижению коэффициента P/E во время восстановления бизнеса, когда прибыль достигает пика, а инвесторы ожидают завершения цикла. ● Если циклическая компания хорошо вам знакома, у вас есть преимущество в определении циклов. (Например, все знают о цикличности автоиндустрии. На смену трем-четырем неудачным годам обязательно приходят три-четыре удачных. Это аксиома. Автомобили устаревают и требуют замены. Потребители могут отложить покупку на год-другой, но рано или поздно они все равно придут к автодилерам. Чем сильнее спад в автоиндустрии, тем более бурным бывает ее оживление. Затягивание полосы неудач еще на один год не всегда плохо, поскольку вслед за этим идет более длительный и устойчивый подъем. На данный момент хорошие продажи автомобилей наблюдаются уже пять лет, это середина или конец фазы подъема. Впрочем, начало подъема в циклической отрасли определить проще, чем начало спада.) @Питер Линч
4
Нравится
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Читайте также
Ваш комментарий...