Контрольный лист
Исследование каждой компании занимает от силы пару часов. Чем больше
информации вы знаете, тем лучше, однако совсем необязательно звонить в
компанию. Нет необходимости и штудировать годовой отчет с прилежанием
исследователя свитков Мертвого моря. Некоторые из «основных показателей»
применимы только в отдельных случаях, а в остальных на них можно не обращать внимания.
Ниже приведен перечень того, что инвестору необходимо знать о компаниях каждой из шести категорий.
Все компании
● Коэффициент P/E. Высок он или низок для конкретной компании и
сопоставимых с ней компаний из той же отрасли.
● Доля в собственности институциональных инвесторов. Чем она ниже,
тем лучше.
● Покупают ли инсайдеры акции, и выкупает ли компания собственные
акции. И то, и другое — позитивный сигнал.
● История роста прибыли и характер прибыли — неустойчивая или
стабильная. (Прибыль не так важна лишь для компаний с недооцененными активами.)
● Сильный или слабый баланс (коэффициент «заемные средства/собственный капитал»), финансовая устойчивость компании.
● Денежная позиция. Пока чистые денежные средства на акцию составляют 16 долл., я уверен, что акции Ford не упадут ниже 16 долл. Это
дно для их цены.
Медленно растущие компании
● Поскольку акции этих компаний покупают ради дивидендов (зачем еще
их покупать?), проверьте, всегда ли они выплачиваются и регулярно ли
повышаются.
● По возможности узнайте, какая доля прибыли распределяется в виде
дивидендов. Если доля невелика, то компания имеет резерв. Она может
выплачивать дивиденды и при низкой прибыли. Если доля высока, то
дивиденды более рискованные.
Умеренно растущие компании
● Это крупные компании, которые вряд ли обанкротятся. Ключевой показатель — цена, коэффициент P/E позволяет определить, завышена
она или нет.
● Поинтересуйтесь склонностью компании к диверсификции, которая
может привести к снижению прибыли в будущем.
● Проверьте долгосрочные темпы роста компании, стабилен ли ее рост
в последние годы.
● Если вы намерены держать акции неопределенно долго, поинтересуйтесь, как они вели себя в предыдущие рецессии и рыночные спады.
(Например, акции McDonald’s показывали хорошие результаты во
время спада 1977 г., а во время спада 1984 г. демонстрировали горизонтальное движение. Во время обвала 1987 г. они упали вместе со всеми.
В целом же это устойчивые акции. Акции Bristol-Myers пострадали при
обвале 1973–1974 гг. в основном из-за того, что были переоцененными.
Зато они показывали хороший результат в 1982, 1984 и 1987 гг. Акции
Kellogg сравнительно успешно пережили все спады, за исключением
кризиса 1973–1974 гг.
Циклические компании
● Внимательно следите за состоянием запасов и соотношением спроса и
предложения. Опасайтесь выхода на рынок новых участников, это, как
правило, тревожный сигнал.
● Будьте готовы к снижению коэффициента P/E во время восстановления
бизнеса, когда прибыль достигает пика, а инвесторы ожидают завершения цикла.
● Если циклическая компания хорошо вам знакома, у вас есть преимущество в определении циклов. (Например, все знают о цикличности
автоиндустрии. На смену трем-четырем неудачным годам обязательно
приходят три-четыре удачных. Это аксиома. Автомобили устаревают и требуют замены. Потребители могут отложить покупку на год-другой,
но рано или поздно они все равно придут к автодилерам.
Чем сильнее спад в автоиндустрии, тем более бурным бывает ее
оживление. Затягивание полосы неудач еще на один год не всегда
плохо, поскольку вслед за этим идет более длительный и устойчивый
подъем.
На данный момент хорошие продажи автомобилей наблюдаются уже
пять лет, это середина или конец фазы подъема. Впрочем, начало подъема в циклической отрасли определить проще, чем начало спада.)
@Питер Линч