4 апреля 2024
М.Видео, конечно, последние годы не очень радует своих долгосрочных инвесторов (я в их числе, если вам интересно).
В 2020-м году по понятным причинам котировки упали почти вдвое. Потом они успели вскочить на волну восстановительного роста и как-то очень уж феноменально переписать исторические максимумы в начале 2021-го года. 2022-й год, естественно, ничего хорошего не принес розничной сети, ориентированной на продажу импортной техники. Ну и не забудем еще про стремительное развитие онлайн-торговли и маркетплейсов, которые имеют гораздо больше возможностей для адаптации к новым экономическим и логистическим условиям.
В итоге, прямо сейчас компания находится, откровенно говоря, в яме. За 3 последних года компания накопила убытков больше, чем 20 млрд. руб. — это примерно равно суммарной прибыли, которую компания смогла получить за предыдущий трехлетний период. По итогам 2023-го года наблюдаем отрицательный собственный капитал (а был когда-то больше 30 млрд. руб.) и внушительный долг.
Давайте сравним текущие показатели с показателями последнего, относительно спокойного для М.Видео 2020 года:
• Собственный капитал: 33,6 млрд.руб. —> -0,2 млрд. руб.
• Выручка: 422 млрд. руб. —> 434 млрд. руб. — небольшой рост. Кстати, по этому показателю в 2021-м году был рост, а в 2022-м — снижение, но не фатальное. Правда, нужно учесть, что инфляция за 3 года суммарно составила явно больше 3%, так что по факту я бы не считал это ростом. Но отметим, что тут держатся ребята
• Чистая прибыль: 6,5 млрд. руб. —> -6,6 млрд. руб.
• EBITDA: 47 млрд. руб. —> 41,8 млрд. руб. — тут выглядит не так страшно, но учитывая, что EBITDA — это прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации, можете себе представить масштаб этих прежде всего процентов, конечно
• Чистый долг: 121,3 млрд. руб. —> 134,6 млрд. руб. — вырос, но не так сильно, чтоб мы испугались? На самом деле сильно. Просто он сильно вырос именно в 2020-м году. До этого был примерно втрое ниже. Причем, это именно кредиты/займы. По ним нужно выплачивать проценты. Не завидую им...
Очевидно, два самых главных врага — сокращение спроса и расходы на обслуживание долга.
В своей презентации по итогам 2023-го года М.Видео старается успокоить инвесторов и даже вселить в них какую-то надежду, но во многом лукавят, сравнивая показатели с самым грустным 2022-м годом. Там и рост продаж, и улучшение показателей рентабельности, и приток новых пользователей. Прикрепляю несколько интересных скриншотов. Подробнее в презентацию можно вглядеться в разделе для инвесторов на сайте компании.
На огромную долю онлайн-продаж, кстати, я бы не смотрел — этот показатель выглядит сильно накрученным.
Для меня самым важным является улучшение показателей, связанных с долгом. Например, EV/EBITDA или Net Debt/EBITDA — они действительно стали лучше, причем, не только за счет роста EBITDA, но и за счет снижения долга. Это, прямо, радует.
На рост показателей также влияет переориентация на магазины более компактного формата. Странно, что в презентации они не очень раскрывают этот момент — можно было бы, например, показать продажи на квадратный метр. А сейчас они просто пишут, что выросло число магазинов. Маловато конкретики.
А вот на то, что М.Видео создала свою микрофинансовую организацию, которая будет использоваться при продаже товаров/услуг с оплатой в рассрочку, можно и возложить некоторые надежды. Это как раз может сильно поправить экономику компании. Наверное, первые заметные результаты обнаружим по итогам полугодия.
Ну и ждем, конечно, от менеджмента в 2024 году публикации обновленной стратегии.
MVID