Продолжаем делиться с вам интересными подробностями металлургического производства в нашем образовательном проекте «Школа инвестора ММК».
В двух частях сегодняшнего выпуска рассказываем о стальной продукции и её применении.
Часть 1. В чем отличие горячей прокатки от холодной?
Вернемся к металлургическому циклу. Чтобы получить металлопродукцию с необходимыми показателями прочности и гибкости, стальные заготовки – слябы – отправляют на прокатные станы, где их обрабатывают с использованием давления.
Горячая прокатка происходит при температуре, как правило, выше 1700 °F (926 °C), то есть выше температуры рекристаллизации стали. Это позволяет придать металлу необходимую форму. Однако горячая прокатка «грубее» холодной – из-за изменений в объеме при остывании в ней сложно точно контролировать конечный продукт по толщине изделия, геометрии элемента, краям листов. При этом требования к химическим качествам используемой стали при горячей прокатке ниже.
Поэтому горячекатаная сталь используется в тех случаях, когда не требуются точные формы и допуски – в частности, ее широко применяют в строительстве, когда важна не столько форма, сколько прочность металла. Например, для производства армирующих деталей, которые используются в закладке фундамента и укреплении потолочных и стеновых панелей, а также для производства элементов металлического каркаса и других несущих конструкций.
Холодная прокатка – следующий этап после горячей. По сути, холоднокатаная сталь – это горячекатаная сталь после дальнейшей обработки. Обработка проходит на станах холодной прокатки, где охлажденный материал (при комнатной температуре) подвергается пластической деформации с последующим отжигом. Этот процесс позволяет получить стальную продукцию с идеально ровной поверхностью, выверенными и точными размерами, прочную и твердую. Но холодной прокатке можно подвергать только высокопластичную сталь – требования к химическим свойствам куда выше, чем при горячей прокатке.
Зато холоднокатаный металлопрокат куда популярнее – его используют предприятия, занимающиеся производством специализированной техники, высокоточного оборудования и различных уникальных приспособлений. В частности, х/к продукцию широко применяют в автомобилестроении и самолетостроении, а в строительстве – для декорирования кровли и отделочных работ. Кроме того, такой металл становится заготовками для изготовления проката с покрытием, который отличается коррозийной стойкостью, устойчивостью к перепадам температур и высокой прочностью.