В методичке для юных рептилоидов и начинающих капиталистов сразу после главы про живительную пользу инфляции и товарища Кантильона стоит упомянуть про ещё один интересный эффект в экономике. Его невозможно недооценить, ведь он одновременно позволяет крупнейшим и богатым особям рулить миром, зарабатывать горы нового бабла и при этом не пускать в свой уютный круг тех, кто внезапно осознал, что капитализм это не для них придумано и начал сберегать. Итак, встречайте - товарищ Торстейн Веблен и его парадокс! Американский расовый экономист на рубеже 19-го и 20-го веков в своей работе "теория праздного класса" подметил, что спрос на некоторые товары, вопреки здравому смыслу и привычным (тогда) понятиям, при росте цены на них не падает, а наоборот, растет. И немедленно ввел термин "демонстративное потребление". Для каждого слоя общества оно выглядит по-своему, но с практической точки зрения, имеет смысл обсуждать этот эффект в первую очередь применительно к широкому понятию "средний класс". Не только из-за внушительного выбора возможных активов, но в связи с рядом других тенденций. А именно:
1) Развитие и распространение соцсетей с одной стороны и маркетинга с другой. В совокупности прогресс значительно расширил возможности гордых и независимых личностей демонстративно потреблять не только в материальном мире, но и в виртуальном. Теперь к этой концепции, гораздо в большей степени чем раньше, относятся и эмоции (опыт, он же экспиренс), которые можно демонстрировать большему количеству людей.
2) Неумолимо приближающееся торжественное окончание борьбы с вирусом и завершение пандемии, что, вероятно, вызовет дополнительный спрос на всякое, без чего можно, как оказалось, спокойно обходиться. Спрос ожидается настолько дикий, что ряд экспертов ожидает чуть ли не повторение "ревущих 20х" прошлого века в западном мире.
3)Ну и традиционная рубрика - инфляция, стимулы, вотэтовотвсе. Многие, даже очень неглупые люди, отмечают, что им все труднее и на работе и в инвестициях обгонять свою личную инфляцию. Из чего они делают просто гениальный в своей парадоксальности вывод - пропади оно пропадом, раз уже через пару тройку лет я не смогу уже купить новую машину и слетать на Мальдивы. Куплю сейчас, может даже в кредит и полечу в этом году дважды, и тд. В общем - "один раз живём" на максималках.
Наиболее доступный способ демонстрировать, что есть лишние деньги это посещать модные, в своей среде, заведения общепита
$SBUX или дорого купить что-нибудь обычное, будь то спортивные тапки
$NKE или телефон
$AAPL . Это если говорить о нижней границе доходов данного слоя. Чуть выше находится всякий туризм типа перелетов и круизов, куда я бы не совался, очень уж их сильно их потрепало, да и дивидендов не найти. Разве что могут быть интересны казино и некоторые приморские отели, которые расположены в автомобильной доступности от крупнейших агломераций, но в Тинькофф таких не увидел сходу.
Отличным способом продемонстрировать статус является покупка правильного автомобиля, например
$BMW@DE . Или можно купить что-нибудь не особо нужное в хозяйстве, но заметное и классное, типа мотика, снегохода, лодки, квадрика (
$HOG $BC $PII ), а в некоторых странах, говорят, отлично подойдёт премиальный автодом (
$THO ). Для девочек есть ещё шмотки и украшения, но тут я даже фантазировать не берусь. Ну а самая верхняя граница этого слоя вероятно будет стараться потреблять как настоящие богатые, только в долг.
Важный нюанс - по ряду примет и тенденций "среднему классу" на планете, тем более в текущем его размере и локализации, существовать осталось, вероятно, не долго. А значит и бизнесам, которые на нем заработают в эпоху финального потреблядского загула "в ипотеку", в последующие годы нужно двигаться либо в эконом, либо в супер-премиум, если такое вообще будет возможно. Что превращает все идеи связанные с рассмотренным эффектом в краткосрочные, на 3 - 5, в лучше случае 10 лет. Либо, ориентироваться на Китай, там вроде есть шанс, что им в эту яму не надо.