27 марта 2024
Европлан.
С каждым годом лизинговые компании становятся всё интереснее.
В основном потому что средний возраст легкового автомобиля России – 15 лет, грузового – 20 лет.
Будет расти потребность обновлять технику, тем самым стимулируя продажи, при этом средний чек на автомобили растет, а возможность покупки автомобиля за свой счет постепенно сокращается.
Влияют высокие утилизационные сборы, удорожание валюты, сложность логистики и т.д. В сумме получаем, что для большинства потребителей покупка на свои становится всё сложней, но потребность в обновлении никуда не уходит и тут в помощь будет автолизинг.
•Бизнес модель:
Бизнес-модель Европлана – это финансовая аренда с безопасным LTV. Условно говоря, если вы одни раз взяли машину в лизинг, при позитивном опыте и с хорошей историей, вы вряд ли будете менять лизингодателя, тем самым отток клиентов очень мал.
Чистая инвестиция Европлана в лизинг снижается по мере поступления лизинговых платежей. Основное направление бизнеса –лизинг автотранспорта, самоходной техники. Портфель компании на 52 % состоит из легковых авто, 32% - коммерческий автотранспорт, 16 % - самоходная и прочая техника.
По своему опыту скажу, что лизинг коммерческого автотранспорта в частности тягачей и большегрузов – это практически всегда нужно и высокорентабельно для транспортного бизнеса, что тоже неплохо развивается в РФ.
Основа чистой выручки – это чистые процентные доходы, которые являются производной от объёма активов и чистой процентной маржи. Негативные тенденции в части чистой % маржи (повышение ставок и т.д) заставляют компании развивать альтернативные источники доходов: комиссионные от страхования и прочих услуг. На один договор лизинга приходится >5 дополнительных услуг.
Это важный аспект доходов, который сглаживает сжатие чистой процентной маржи и снижение чистых процентных доходов.
•Фондирование:
Тут есть риски, в основном Европлан фондируется через облигации и банковские кредиты. А как мы знаем, Европлан не является дочерней структурой банка, поэтому банковсие конкуренты могут быть более стабильны в момент, когда пассивы могут подорожать быстрее, чем увеличится доходность активов, что негативно отразится на марже.
Тем не менее, Европлан имеет один из самых высоких рейтингов в секторе, поэтому может привлекать ресурсы по более выгодным ставкам, чем прочие небанковские конкуренты. Из ближайших банковских конкурентов это: Альфа Лизинг, Сбер Лизинг, ВТБ лизинг.
•Активы:
Активы компании с начала 2018 года увеличились в 5 раз. Компания агрессивно растёт на очень высокой достаточности капитала, которая существенно превышает средние показатели банковского сектора.
ROE (Рентабльность собственного капитала) при этом около 40%!
ROA (Рентабельность активов) около 6%!
Сейчас имущество, переданное в лизинг очень ликвидное, имеет высокую остаточную стоимость. А в последнее время мы наблюдаем ситуацию, когда остаточная стоимость б/у автомобилей часто превышает первоначальную из-за высокой инфляции на автомобильном рынке РФ.
Купленный 2-3 года назад автомобиль, может сейчас стоить дороже цены покупки, даже с учетом девальвации. Судя по общим признакам, обратную ситуацию мы увидим нескоро.
•Как отыграть интереснее?
Помню IPO Диасофт, в котором аллокация была мизерная и я покупал в Полёт вверх акции смежного сектора типа Posi и Астры. Тут буду делать практически тоже самое.
IPO точно будет удачным, по этому львиную долю стратегий занимает сейчас Эсэфай.
Учитывая, что Эсэфай владеет полным пакетом акций Европлана, то при возможном росте Европлана на 18-20%, стоимость Эсэфай будет выше на 13-14%
Ожидаю, что при росте Европлана и повышении спроса на IPO, Эсэфай тоже будет реагировать.
Итого:
Разные источники оценивают по разным ценам, но практически всегда это минимум 125 млрд, следовательно можно предположить, что апсайд есть и он внушительный. Аллокация все ниже и ниже, но участие точно этого стоит.
SFIN SBER VTBR POSI DIAS ASTR