26 марта 2024
Европлан (LEAS) — обзор IPO
Наконец-то дошли руки рассмотреть наиболее свежее IPO, и кажется, намечается кое-что весьма интересное. Европлан - крупный независимый игрок на рынке автолизинга в России (4-е место) с долей рынка около 4%.
Для справки. Лизинг — финансовый инструмент, объединяющий черты кредита и аренды. В рамках лизинга вы берете машину в пользование на время, но по завершении срока действия договора можете выкупить её по остаточной стоимости. Такой лизинг называется финансовым. Вернуть автомобиль тоже можно — это операционный лизинг, который обычно применяется для узкоспециализированной техники или дорогого оборудования, которое в постоянное владение компаниям не требуется. Такой вид лизинга позволяет регулярно обновлять автопарк, не приобретая имущество в собственность.
Тезисно компания выглядит следующим образом.
Финрезультаты:
▪Выручка в 2022 году - 66 млрд рублей, чистая прибыль - 12 млрд рублей;
▪ Средний темп роста выручки и прибыли в 2017-2022 гг. составил 20% в год;
▪ ROE в 2022 году - 39%, что значительно выше среднерыночного уровня;
▪ 50% чистой прибыли выплачивается в виде дивидендов — традиционно НЕ любим дивиденды от быстрорастущих компаний, но для IPO в качестве "заманухи" сойдет
Операционная эффективность
▪ Низкий коэффициент операционных расходов к доходам - 31% в 2022 году;
▪ Высокая процентная маржа - 7.9% в 2022 году, прогноз 8.5% в 2023 году;
▪ Эффективность достигается за счет собственных ИТ-решений в оценке кредитных рисков и автоматизации процессов.
Качество портфеля и риски
▪ Доля просроченной задолженности по кредитному портфелю - 0.16% в 2022 году — отличнейший результат, который достигается за счет ликвидности залога (автомобиль в случае чего несложно перепродать);
▪ Достаточность капитала (CET1) - 19.1% в 2022 году, прогноз 20.2% в 2023 году;
▪ Высокое качество портфеля обеспечивается за счет консервативной политики по оценке заемщиков.
Перспективы роста:
▪ Емкость рынка автолизинга в России оценивается в 2,5 трлн рублей, потенциал роста на 15% в год;
▪ Переход к модели "автомобиль как услуга", по оценкам аналитиков, позволит нарастить комиссионные доходы;
▪ Целевой рост прибыли и активов прогнозируется на уровне >20% в год.
✅ Что нам нравится:
▪ Компания с отличными финансовыми показателями, понятной и не мутной бизнес-моделью (привет, CARM CarMoney!);
▪ По предварительным оценкам, компания выглядит недорого, если компания разместится с капитализацией ~100 млрд рублей и меньше — будет отличный вариант для захода с прицелом роста капитализации до 140-160 млрд рублей.
🔴 Что напрягает:
▪ Автомобильный рынок в РФ уже более чем насыщен, поэтому клиентскую базу придется наращивать в основном за счет тех, у кого уже есть автомобиль, а это уже сложнее и дороже.
▪ Интерес к IPO тухловат, в СМИ почти не наблюдаем упоминаний, так что желания заходить в IPO пока нет, но посмотрим до 29 марта, когда должны начаться торги.
Итого: отличный бизнес, но всё будет зависеть от оценки IPO. Будем очень даже рады, если IPO окажется тухлым, чтобы потом подобрать акции подешевле на среднесрок.
#LEAS #обзор #Европлан #IPO