РЖД не справляется.
📌В 2022 г. на фоне санкций погрузка нефти и нефтепродуктов на внутренний рынок выросла более чем на 2%, а поставка на Дальнего Востока – на около 11%. При этом на восточном направлении с ноября 2022 г. начали наблюдаться проблемы с отгрузками, и российские нефтяники стали все чаще сталкиваться с отказами РЖД принимать нефтепродукты. Более того, на Восточном полигоне сети РЖД в январе ситуация в части управления вагонопотоками продолжила ухудшаться, несмотря на тот факт, что компания заявила о росте провозной способности на этом участке – рост заявок на перевозку нефтепродуктов в направлении портов Дальнего Востока превысил все ожидания компании.
На каких нефтяниках это может отразиться?
🔍В первую очередь с массовыми отказами РЖД в разрешении на перевозку нефтепродуктов в восточном направлении столкнулись такие крупные НПЗ, как Омский (Газпромнефть
$SIBN ), Киришский (Сургутнефтегаз
$SNGS ), ТАНЕКО (
$TATN ), а также некоторые заводы Башнефти
$BANE, входящие в Роснефть
$ROSN.
Проблема представляется довольно критичной на фоне роста приоритетности восточного направления для российских нефтяников в условиях санкций и, главное, грядущего эмбарго ЕС на импорт российских нефтепродуктов с 5 февраля. Однако эффект для разных компаний может разниться, особенно учитывая тот факт, что, по заявлениям РЖД, ограничения на погрузку не касаются перевозок нефтепродуктов в российские регионы. Давайте приведем цифры.
Например, у Газпромнефти
$SIBN, по состоянию на конец 2021 г., около 61% выручки приходилось на продажу нефтепродуктов, но их экспорт занимал уже всего 20%. В это же время у Татнефти
$TATN в 1П2022 уже 25% выручки Татнефти
$TATN приходилось на экспорт нефтепродуктов в страны дальнего зарубежья. У Башнефти
$BANE в 2021 г. экспорт нефтепродуктов в страны, не входящие в СНГ занимал уже около 46%, а у Сургутнефтегаза
$SNGS в 1П2021 – около 51%.
Таким образом, учитывая грядущее эмбарго ЕС на нефтепродукты и необходимость переориентации именно на Восток, текущие проблемы с погрузкой нефти и нефтепродуктов в восточном направлении могут негативно сказаться на это важном сегменте многих компаний. Однако, на первый взгляд, Газпромнефть
$SIBN в этом контексте находится в более выигрышном положении по сравнению с Сургутнефтегазом
$SNGS и Башнефтью
$BANE. При этом надеемся, что эта проблема носит временный характер, и РЖД сможет решить ее в ближайшее время. В этом случае российские нефтяники отделаются малыми потерями.
#аналитика #россия #нефть