#расскажу_что_купить
Друзья, доброго времени суток!
Приступим к анализу пятого и последнего эмитента в указанной группе: Лента
$LENT
«Лента»— российский продуктовый ритейлер, управляющий одной из самых крупных сетей гипермаркетов в России. Компания развивает различные форматы: гипермаркеты, супермаркеты, онлайн-направление (создает сервисы click-and-collect и экспресс-доставки), а также формат магазинов у дома под брендом «Мини Лента».
Кроме реализации продукции различных торговых марок, компания активно развивает продажи товаров под собственными брендами. Кроме ключевой торговой марки «Лента», есть также и другие: Dolce Albero, Frelia, Little Times и Bonvida, а также линейка кондитерских изделий под брендом «Лента Kids».
Также «Лента» в 2018 г. запустила собственное мобильное приложение, которое позволяет осуществлять покупки онлайн, по итогам 2019 г. его установили более 4,8 млн покупателей. Картами лояльности сети активно пользуются около 15,8 млн человек, на этих клиентов приходится около 97% всех совокупных продаж.
Лента проводит политику расширения, приобретая конкурентов, наращивая присутствие на рынке. «Лента» в 2021 году купила две небольшие региональные компании — московскую сеть «Билла Россия» за 215 млн евро с общим количеством супермаркетов 159 штук и пермскую сеть «Семья» за 2,35 млрд рублей, которая управляет 75 магазинами разных форматов. Кроме этого, «Лента» объявила о приобретении ведущей платформы в сегменте e-grocery Утконос за 20 млрд рублей.
Московские Billa чаще всего имели крайне удачное расположение, например, магазин около Ярославского вокзала, обеспеченный постоянным трафиком путешественников.
Отмечу, что основной акционер Ленты – Севергрупп, управляющая пакетами акций Алексея Мордашова (основной акционер Северстали
$CHMF ).
Сам Мордашов заявлял, что планирует создать экосистему, связанную с человеческими потребностями в сферах образования, медицины, путешествий и розничной торговли, российский аналог Amazon. И хотя сегодня эти планы ограниченны введенными против бизнесмена санкциями, создание экосистемы выглядит более чем реальным, так как есть примеры Яндекса
$YNDX и Сбера
$SBER
Выручка у Ленты увеличилась на 18,6% на фоне приобретения сетей Билла и Семья и трехзначных темпов роста онлайн-направления (208%). Кроме этого, ключевой формат компании — гипермаркеты — тоже продемонстрировал неплохие показатели, продолжая наращивать долю на рынке и повышать свою эффективность: например, за счет выделения зон для сборки онлайн-заказов.
Негативным моментом в последнем отчете отмечу сильный рост общих расходов, которые прибавили 21,8% на фоне повышенных затрат компании на персонал и аренду.
Лента не выплачивает дивиденды своим акционерам, а все свободные деньги направляет на развитие бизнеса.
Минусом выступает и игнорирование интересов миноритариев со стороны контролирующего акционера при принятии важных решений.
Компания в тоже самое время имеет стабильный рост выручки и прибыли, самый низкий долг в секторе – 139% от капитала, рентабельность на уровне 10% по ROE. Показатель Р/Е (цена акции/прибыль) – 4.42, Р/S – 0.33, что выглядит дёшево.
Еще одним плюсом выступает анонсированная обновленная дивидендная политика, но планы по ней откладываются из-за понятных событий в стране и мире.
Лента развивает и новые технологии в торговле, недавно она сообщила о работе в своих магазинах системы видеораспознавания очередей. В компании заявили, что благодаря этой технологии товарооборот в супермаркетах вырос на 1,2%. Система предсказывает появление очереди за 20 минут до скопления людей. Расчёт графика открытия касс происходит при помощи математической модели, которая учитывает маркетинговые активности, погоду, историю чеков по магазину, входящий трафик, текущий статус касс и скорость обслуживания.
Рекомендую присмотреться, так как долгосрочно компания может стать частью крупной технологичной экосистемы.