#расскажу_что_купить
Друзья, здравствуйте, в рамках нового конкурса от
@Pulse_Official продолжаю рассказывать вам о публичных компаниях из сектора продуктового ритейла в РФ, акции которых вы можете приобрести прямо в приложении Тинькофф Инвестиции.
Приступим к анализу третьего и самого спорного эмитента в указанной группе: Компания «О’КЕЙ»
$OKEY
«Окей» — седьмой по выручке продуктовый ретейлер на российском рынке, принадлежит голландской компании O’KEY Group.
На конец 2020 года в сети было 77 гипермаркетов под брендом «Окей» и 118 дискаунтеров под брендом «Да!».
Общая торговая площадь составляет – 600 тыс. кв. м., что делает его третьим ритейлером по площади гипермаркетов.
Но сам формат гипермаркетов теряет актуальность. Об этом говорят, как финансовые показатели компании, так и известные менеджеры из этой отрасли, как, например, Наталья Загвоздина – директор по корпоративным финансам Х5
$FIVE
Обратимся к последнему отчету.
О’Кей в 1 квартале 2022 года увеличил чистую розничную выручку на 9,3% г/г, до 47,3 млрд рублей. LfL-продажи ритейлера выросли на 5,6% на фоне роста среднего чека на 7,4.
Выручка сети гипермаркетов сократилась на 0,4%, до 35,9 млрд рублей, а сеть дискаунтеров «Да!» наоборот увеличила выручку на 57,6% г/г, до 11,4 млрд рублей.
Онлайн-продажи ритейлера в 1 квартале выросли на 64,5% г/г, до 1,6 млрд рублей, и составили 4,5% от выручки.
Таким образом отчет подтверждает общие тренды в секторе: рост онлайн-продаж, прибыльность дискаунтеров на фоне падения реального уровня жизни и падение актуальности гипермаркетов.
Гипермаркеты теряют актуальность, но компании не спешат расставаться с ними из-за того, что это важная доля рынка. Но дисбаланс в сторону гипермаркетов среди активов компании говорит о том, что бизнес нуждается в структурной перестройке с увеличением доли магазинов в формате «у дома».
Не случайно два крупнейших игрока ритейл рынка России – Магнит
$MGNT и Пятерочка
$FIVE выбрали этот формат и продолжают развивать его.
Компания пытается исправить ситуацию и иными способами: увеличила на 50% торговые площади под продукты категорий fresh и ultra fresh, уменьшила на 80% площади под непродовольственные товары, обустроила комфортабельные зоны кафе.
Компания имеет собственную службу доставки, а в 2020 году заключила соглашения с сервисами iGooods и «Сбермаркет»
$SBER
Компании стоит сосредоточиться на дискаунтерах «Да!». Если в 2018 году доля выручки от дискаунтеров в общей выручке составляла всего 8,4%, то за 9 месяцев 2020 года поднялась до 15,2%.
Компания планирует даже увеличить темпы и открывать по 30—50 дискаунтеров в год, чтобы через несколько лет достигнуть своей цели по доле 40% от общей выручки группы.
Финансовые показатели не вызывают особой радости: прибыль чередуется с убытком, в 2022 году убыток составил 1.5 млрд. рублей. Компания платит дивиденды в долларах с 2011 года (год листинга на LSE), дивиденды колеблются на уровне 1.5-3% годовых. Выручка за последние пять лет росла на 2 процента в год, долг составляет 443% от капитала, рентабельность по ROE, ROA отрицательная, как и раздвоенная прибыль на акцию.
Не в последнюю очередь из-за таких показателей акции и компании стабильно теряют в цене.
Все ли так плохо? Не совсем. Компания имеет мощный драйвер роста – дискаунтеры «Да!», относится к защитному сектору, перекладывающем инфляцию на покупателей. А также у акций есть еще один драйвер роста – покупка всей компании конкурентом (например, в 2017 году ГК «Окей» продала свою сеть супермаркетов X5 Retail Group).
Резюме. Инвестиции в эту компанию связанны с рисками дальнейшей стагнации бизнеса, так как одни дискаунтеры компанию не спасут (конкуренция с «Чижиками» и «Фикс Прайсами»
$FIXP), но спекулятивно, компания может выглядеть интересно, все зависит от вашей торговой стратегии и готовности к риску.