IPO Делимобиля
Далеко ли уедем на карше?
«Делимобиль» — крупнейший каршеринг в России как по размеру автопарка, так и по количеству поездок. Компания основана в 2015 году. К концу 2023 года общий размер автопарка составил около 25 тыс. автомобилей.
Рынок каршеринга мне видятся достаточно перспективным направлением. Стоимость владения автомобилем достаточно высока и если автомобиль не нужен, что бы ездить каждый день, то дешевле пользоваться каршерингом. Особенно актуально это становится в связи с существенным ростом цен на автомобили. Каршеринг имеет достаточно высокий уровень проникновения в столичном регионе, однако остаётся достаточно большой рынок за пределами Москвы. По прогнозам Б1, рынок услуг каршеринга в РФ будет расти со среднегодовыми темпами на уровне 40% в период с 2023 по 2028 гг.
Делимобиль оценён в 45,4 млрд., при этом выручка по итогам 2023 года составит около 20 млрд., а чистая прибыль не более 2 млрд. P/S составит 2,27, а P/E более 22. Дивиденды за 2023 могут составить 2,3%, но в виду огромного долга компании, даже этого можно не получить. Много ли 2,3% потенциальных дивидендов или мало для компании с темпами роста Делимобиля? Если взять темпы роста в соответствии с прогнозом Б1 в 40% (хотя $DELI последние годы растёт медленее и более реальной оценкой было бы 30%), то к привычным для нашего рынка 10-12% дивдоходности относительно текущей цены Делимобиль придёт только через 5 лет. При этом через 5 лет рынок каршеринга уже скорее-всего достигнет своего пика и перейдёт к росту на уровне инфляции.
Если разделить стоимость бизнеса EV на количество автомобилей, получим, что на один автомобиль приходится 2.6 млн руб. капитализации. Тут стоит понимать, что среднестатистический автомобиль Делимобиля - это экономкласс возратом около 3-х лет.
Если сравнивать Делимобиль с наиболее близким бизнесом - Вушем, то можно увидеть, что Делимобиль по P/E, P/S, EV/EBITDA оценён в 1,5 - 2 раза дороже. Вуш имеет P/S 1,7, а P/E 9 против P/S 2,27 и P/E 22 у Делимобиля.
Теперь о рисках:
1) Темпы роста 40% - это оптимистичный сценарий, пока Делимобиль растёт по 30%.
2) Самый рентабельный рынок каршеринга уже поделен операторами и для дальнейшего роста компании придётся идти в регионы, что приведёт к снижению рентабельности.
3) Конкуренция. Звучит банально, т.к. конкуренция в бизнесе есть почти всегда, но в данном случае есть очень сильный конкурент с большими финансовыми возможностями и мощной экосистемой в лице Яндекса.
4) Компания имеет огромный долг, что с учётом высоких ставок плохо сказывается на рентабельности.
5) Высокая прибыль в 2023 году может быть связана с подорожанием автомобилей и в дальнейшем подобных результатов можно не увидеть.
Из последних двух пунктов вытекают и скрытые драйверы роста:
1) Почти половину прибыл съедают проценты по долгу и при снижении ставки и размера долга, рентабельность может существенно вырасти.
2) Компания покупает автомобили в лизинг, а через 6 лет продаёт, поэтому рост стоимости автомобилей так же положительно влияет на прибыль компании.
По сути нам пытаются продать компанию сейчас по цене, которая будет справедливой только через 5 лет, при этом не давая никаких премий за риск. Компания может быть интересна, но не по цене IPO. Мне пока сложно оценить справедливую цену Делимобиля, но это точно минимум в 2 раза ниже цены размещения.
#прояви_себя_в_пульсе #хочу_в_дайджест