В 2022 году самокаты — это скорее не про весело покататься в парке (хотя и это можно), а про добраться из пункта А в пункт Б. Это самостоятельный вид транспорта в городской среде наравне с автомобилем, автобусом или метро. Такая трансформация в России произошла благодаря развитию сервисов кикшеринга в конце
Несмотря на внешние вызовы, с которыми сталкивается российский бизнес в этом году, лидер российского кикшеринга не хочет сбавлять обороты. Поэтому выходит на биржу. Стоит ли участвовать в этом IPO — разберемся далее в обзоре.
Во время деловой поездки в
По возвращении из Штатов Дмитрий стал искать партнеров для создания первого в России сервиса кикшеринга. И нашел их среди тогда еще действующих, а также бывших
Модуль с
Конкуренты, которые запустились первыми в 2018 году, за такими умными технологиями не гнались.
Делисамокат организовывал в Москве станции с промоутерами, которые вручную выдавали электросамокаты. Сервис долго не проработал.
YouDrive Lite (сейчас — lite), использовал технологии Bluetooth для связи самоката со смартфоном пользователя. Работает до сих пор, но не занимает ведущих позиций на рынке.
Запуск Whoosh состоялся весной в Москве. Название подсказал сын основателя Дмитрия Чуйко. Мальчик катался на самокате и пародировал ведьму на метле — героиню любимого мультика, издавая звук «вуууш».
В том году компании очень повезло, ведь Делисамокат и lite пропускали сезон-2019, а ныне главный соперник Urent развивался пока только на юге России. В итоге за первый сезон
После успешного запуска в Москве компания решила расширяться в регионы с помощью продажи франшизы. Она продавала франчайзи самокаты и брала комиссию с их выручки. Благодаря такой схеме сеть расширилась до 12 городов, но уже в конце
Сейчас большая часть поездок на Whoosh (около 77%) осуществляется с целью добраться до нужной локации, а не просто прокатиться с ветерком.
При этом рентабельность находится на уровне 48% по EBITDA (данные за последние 12 месяцев).
Компания продолжила расширять географию, в том числе в южном направлении, что позволило ей удлинить сезон работы и нарастить доходы. Она также увеличивала парк, пополняя его самокатами со съемными батареями, — это сокращало расходы, которые шли ранее на транспортировку для подзаряда разряженных самокатов, и повышало число самокатов, готовых для аренды. Whoosh также запустила новую модель монетизации — через подписку, которая освобождает пользователя от платы за старт (фиксированная плата в начале каждой поездки). Сейчас уже около 30% пользователей сервиса пользуются подпиской. Они намного чаще совершают поездки (в среднем 14 поездок в год пользователем с подпиской против 5—6 поездок пользователем без подписки) и больше тратят (1 200 рублей против 940 рублей).
В 2021 году началось и активное регулирование отрасли кикшеринга. Электросамокатов на городских улицах становилось все больше,
В этом году компания вдвое увеличила парк (до 82 тысяч самокатов) и географию (до 40 городов в России, Беларуси и Казахстане), по данным на 30 сентября. Причем выход в новый город занимает у компании максимум полтора месяца (в Кемерово смогла выйти за 20 дней). Более широкая география только у Urent (даже в прошлом году было больше, чем у Whoosh сейчас, — 60 городов). Но это связано с тем, что Urent
Компания использует большие данные для анализа каждой локации. Благодаря этому ей удается более эффективно распределять парк и расставлять парковки.
У компании есть своя система обслуживания парка, которая насчитывает 74 сервисных центра и более трех тысяч технических специалистов (по состоянию на 30 сентября
Благодаря собственной богатой технической экспертизе компания планирует в этом году запустить первый центр восстановления самокатов до состояния «как новый». Таким образом она может увеличить срок службы самокатов до пяти лет против текущих трех и повысить операционную эффективность бизнеса.
А еще хочется отметить, что высокие технологии делают самокаты Whoosh поистине
Рынок кикшеринга в России
По сути, рынок кикшеринга зародился в России пять лет назад. К 2021 году его объем достиг 9 млрд рублей. Для такого короткого периода цифры довольно внушительные. Но это капля в море в рамках всего рынка мобильности России, объем которого достигает 1,6 трлн рублей, по данным консалтинговой компании Б1 (ранее Ernst & Young). Очевидно, что рынку аренды электросамокатов есть куда расти.
Б1 прогнозирует, что он будет расти в среднем на 60% в год в течение ближайших пяти лет и к
Согласно отраслевому отчету McKinsey, более 60% поездок в мире совершается на дистанции менее 8 км.
Из них 35% поездок совершаются на общественном транспорте
Для его развития в России есть потенциал, но все же высокая загруженность, фиксированный маршрут и жесткий график заставляют обращать внимание на альтернативы, в том числе электросамокаты
Еще 30% на частном авто
По уровню комфорта такие поездки, конечно, превосходят поездки на электросамокатах. Но они могут быть дороже
Еще 25% приходится на преодоление коротких дистанций пешком или на велосипеде
Дистанцию в 1 км и менее целесообразно пройти пешком, но для более длинных маршрутов лучше подойдет электросамокат — он поможет сэкономить время и силы. Велосипед в данном случае может быть менее привлекательным видом транспорта, ведь он требует определенных навыков, создает физическую нагрузку и езда на нем считается более опасной, чем на электросамокате
Оставшиеся 10% проходят на такси и каршеринге
Здесь недостатки аналогичны тем, которые характерны для поездок на личном авто (риск встать в пробку и более высокие расходы, чем при аренде электросамоката)
Да, электросамокаты не смогут полностью заменить все вышеуказанные виды транспорта, ведь у них тоже есть свои недостатки. Например, электросамокаты трудно использовать в непогоду и невозможно при низких температурах (ниже 0—5°C). А еще на них нельзя перевозить грузы. Однако их можно использовать в сочетании с другими видами транспорта. Так, от дома до метро добраться на самокате, далее — на метро, а от метро до работы — вновь на самокате. Взрывной рост сервисов кикшеринга и распространение личных самокатов создают эффект снежного кома: пешеходы, водители и пассажиры понимают, что короткие дистанции можно преодолеть быстрее, безопаснее и экологичнее. McKinsey рассчитали, что к 2030 году около 10% поездок на дистанцию менее 8 км в мире люди будут преодолевать на электросамокатах. Речь о 500 млрд поездок.
Сейчас в России на тысячу человек приходится в среднем три самоката, тогда как в европейских городах даже с явно выраженным зимним сезоном (Хельсинки и Осло) этот показатель выше десяти. То есть потенциал роста в России есть. Кроме того, в России свыше 170 городов с населением более 100 тысяч человек, при этом около половины из них все еще остается без сервисов кикшеринга.
В России это показатель достигает 91%. Получается, что практически у каждого
Постепенно повышают качество дорог, создают велодорожки, пандусы и прочие удобства для передвижения на малом колесном транспорте.
Транспортная стратегия РФ до 2030 года включает пункт о развитии микромобильности (к этому сегменту относятся электросамокаты). Более того, в октябре этого года правительство РФ на федеральном уровне выделило средства индивидуальной мобильности (СИМ, которые включают электросамокаты) в отдельную категорию ПДД, а также установило, что:
1. Движение по тротуару и велодорожке разрешено;
2. Максимальная скорость — 25
3. Перемещение СИМ вместе с пешеходами допустимо, если вес СИМ менее 35 кг;
4. Для управления электросамокатами не нужны права;
5. Движение по правому краю проезжей части разрешено, если тротуар недостаточно широк и поток машин движется медленнее 60
Активная клиентская база российских сервисов кикшеринга стремительно растет: с нескольких сотен тысяч в 2019 году до 10 млн в
И это не максимум, судя по численности и возрастному составу населения России, а также по уровню урбанизации в стране. Число активных пользователей сервисами кикшеринга может увеличиться еще на 60% с прогнозного на 2026 год значения, до 54 млн человек.
С развитием инфраструктуры кикшеринга и формированием привычки перемещаться на электросамокатах из пункта А в пункт Б (транспортный сценарий) число поездок, совершенных одним пользователем, последовательно растет. Если в 2021 году речь шла о
Общее число поездок на электросамокатах, арендованных через сервисы кикшеринга, в России увеличится в десять раз за период 2021–2026 годов. Это важный показатель для расчета выручки (всей отрасли либо отдельных операторов).
Увеличение доли поездок по транспортному сценарию (к определенному пункту назначения) приводит к росту числа поездок и сокращению их длительности. Это в конечном счете давит на средний чек за поездку. На него также давит и модель подписок, которая отменяет фиксированную плату за начало каждой поездки (это одна из моделей монетизации в том числе и у Whoosh). О промоакциях тоже забывать не будем. Поэтому в среднесрочной перспективе (до 2024 года) мы, скорее всего, увидим снижение средней стоимости поездки. Она может вернуться к росту по мере стабилизации баланса спроса и предложения на рынке.
В ближайшие пять лет российские сервисы кикшеринга могут нарастить доходы примерно в десять раз, приблизившись к 100 млрд рублей в 2026 году. Среднегодовой рост выручки отрасли составит +60% и быстрее будет только в этом и следующем годах (+122% и +100% соответственно).
Российский рынок кикшеринга довольно консолидированный. Более 80% рынка занимают два игрока — Whoosh и Urent. Причем их
Остальное занимают
Хочется отдельно поговорить о прибыльности. Большинство российских сервисов кикшеринга работают в плюс. Играет на руку взрывной рост спроса, а также сравнительно небольшая стоимость электросамокатов (существенно дешевле авто) при довольно приличной стоимости поездки на них (может быть ненамного дешевле поездки на такси или каршеринге). У Whoosh рентабельность вообще находится на другом уровне
Самые крупные игроки за рубежом (сервисы Lime, Bird, Helbiz) не показывают положительную маржу даже на уровне EBITDA. Это во многом связано с наличием смежных сервисов (например, велошеринг) и высокой конкуренцией. Даже при более высоких расходах (на оплату труда, техническое обслуживание, логистику, эквайринг) зарубежные сервисы могут выполнять поездки по ценам, сопоставимым с российскими (средние цены находятся на одном уровне, примерно $2—3).
Результаты деятельности Whoosh
В течение всего времени существования Whoosh показывает мощный рост как операционных, так и финансовых результатов. К компании, как к главному игроку на рынке, применимы все отраслевые тренды. Число пользователей и уровень их активности растет, благодаря чему увеличивается количество поездок.
Однако сохранять стремительные темпы роста на том же уровне в будущем будет уже проблематично
Теперь о среднем чеке. Whoosh активно увеличивает долю поездок по транспортному сценарию (до 77% по итогам девяти месяцев
У нас есть прогноз количества поездок и средней стоимости поездок. Значит, мы можем подсчитать прогноз выручки от основного вида деятельности — кикшеринга. Однако отметим, что средняя стоимость поездки включает еще и среднюю стоимость страховки. Нам надо исключить ее, чтобы рассчитать прогноз выручки только от кикшеринга. Страховка занимает чуть больше 4% в средней стоимости поездки. Исключив ее, получаем рост выручки Whoosh от кикшеринга в среднем на 35% в год в течение ближайших пяти лет. А вот рынок будет прибавлять по 60% в год. Whoosh снова немного уступает
Другой источник выручки Whoosh — это доходы от перепродажи самокатов своим дочерним структурам, которые оператор консолидировал недавно в Казахстане и Беларуси. После 2022 года компания планирует прекратить осуществлять эту деятельность. Это должно позитивно отразиться на маржинальности бизнеса, поскольку перепродажа не приносила прибыли.
А еще компания зарабатывает на продаже страховок и подписок на поездки. Суммируя все доходы, получим консолидированную выручку, которая будет расти практически так же быстро, как и доходы от одного только кикшеринга, — на 34,6% в год в ближайшие пять лет.
Ремонт и техобслуживание
Есть прямая корреляция между этой статьей расходов и объемом парка: чем больше парк, тем больше расходов. Учитывая рост парка в этом году, ждем увеличения этих расходов в выручке от кикшеринга до 15% (с 7% в прошлом году). Также эти расходы зависят от курса юаня, ведь самокаты Whoosh на 80% состоят из деталей китайского производства. Поэтому укрепление юаня будет способствовать увеличению этих расходов.
Зарядка и перевозка
Напрямую зависит от количества поездок: с их ростом увеличивается и эта статья расходов
Банковский эквайринг
Занимает фиксированный процент (3%) от доходов, полученных от кикшеринга
Техническая поддержка пользователей
Эти доходы растут по мере роста клиентской базы и числа поездок
Подчеркнем, что высокий спрос со стороны как физических лиц, так и операторов кикшеринга будет поддерживать цены на электросамокаты (с учетом инфляции и укрепления курса юаня). Это может стать дополнительным драйвером капитальных расходов, которые формируются в основном из расходов на покупку электросамокатов. Вслед за CAPEX могут увеличиться и расходы на амортизацию. Все это может давить на маржинальность бизнеса Whoosh. Но мы считаем, что эффект масштаба и самостоятельный ремонт электросамокатов смогут нивелировать этот негативный эффект.
Более того, рентабельность может даже немного восстановиться после
Теперь поговорим о долговых обязательствах. Крупные капитальные расходы в основном покрываются банковскими кредитами. Но в первом полугодии
Текущий выпуск облигаций предполагает погашение тела долга только в 2025 году.
Дивиденды
Для начала вернемся к отчету о прибылях и убытках. После учета расходов на себестоимость, а также коммерческих, амортизационных, процентных и прочих расходов остается прибыль до налогообложения. Будучи резидентом Сколково, Whoosh с 2020 года не платит налог на прибыль, потому что прибыль будет отрицательной, если учесть капитальные расходы. Когда прибыль, за вычетом CAPEX, выйдет в плюс и за несколько лет накопится 300 млн рублей, Whoosh начнет платить налог на прибыль по ставке 20%. По нашим подсчетам, компания вернется к уплате налога на прибыль в 2024 году.
Однако даже сейчас компанию ничего не удерживает от выплаты дивидендов. Номинально Whoosh зарабатывает чистую прибыль, поэтому может совершать выплаты акционерам. Ее дивидендная политика предусматривает различные дивиденды в зависимости от долговой нагрузки.
Если чистый
Выплачивается 50% от чистой прибыли
Если чистый
Выплачивается 25% от чистой прибыли
Если чистый
Дивиденды не выплачиваются
Пока долговая нагрузка компании ниже 1,5х. Мы прогнозируем, что она не превысит этот уровень и в будущем. А значит, может выплачивать дивиденды в размере половины чистой прибыли.
Оценка Whoosh
Чтобы определить таргет для акций Whoosh, мы использовали метод дисконтирования денежных потоков и прогнозы до 2030 года. Для оценки будущих денежных потоков учтем следующие предпосылки.
Российский рынок кикшеринга в период 2021–2026 годов будет расти в среднем на 60% в год, а затем на 15% в год до
Ужесточение конкуренции приведет к снижению доли Whoosh в общей выручке российского кикшеринга (с 43% в
Модель пока не учитывает международную экспансию компании, которая уже началась в Казахстане и Беларуси. Однако эти сегменты компания консолидировала только в третьем квартале
Число поездок на электросамокатах Whoosh будет расти немного медленнее, чем в среднем по рынку (малым игрокам расти легче, чем уже крупному лидеру). Но цифры все равно впечатляющие: в среднем +38% в год в течение ближайших пяти лет и далее, в период 2027–2030 годов, +9% в год.
Чтобы прогноз по числу поездок реализовался, Whoosh необходимо нарастить парк электросамокатов с текущих 82 тысяч до 210 тысяч в 2026 году и до 300 тысяч в
Стоимость поездки (даже с учетом страховки) будет расти немного медленнее инфляции (о причинах рассказывали выше). У Whoosh она вырастет с текущих 125 рублей до 141 рубля к
Выручка Whoosh будет расти в среднем на 34,6% в год в течение ближайших пяти лет, а затем будет прибавлять по 12,3% в год в период 2027–2030 годов.
Маржинальность по EBITDA после 2030 года стабилизируется на уровне 45—46%.
На основе прогнозов, представленных выше, мы рассчитали денежные потоки за 2023–2030 годы, которые затем дисконтировали на WACC, равную 15,6% (доходность облигаций + стоимость акционерного капитала). А еще провели расчет терминальной стоимости бизнеса после 2030 года, исходя из того, что денежные потоки будут расти в среднем на 4% в год (терминальный рост), а WACC будет равна 15,6%.
Прим. Средневзвешенная стоимость капитала (WACC) — это стоимость привлечения капитала, на которую надо дисконтировать будущие денежные потоки. Она рассчитывается как средневзвешенное между стоимостью долга (в случае с Whoosh это доходность облигаций к погашению) и стоимостью акционерного капитала.
Терминальный рост — это предполагаемые темпы роста свободного денежного потока после прогнозного периода (в данном случае после 2030 года).
В качестве справедливой оценки стоимости бизнеса Whoosh по методу дисконтированных денежных потоков получаем 32,3 млрд рублей. Из них 48% — это денежные потоки за 2023–2030 годы, а оставшиеся 52% — терминальная стоимость бизнеса (после 2030 года). Если вычесть из этой оценки чистый долг компании, получим справедливую стоимость 100%-й доли всех акционеров. Она составит 28,5 млрд рублей
Мы также сравнили мультипликаторы с теми, что есть у зарубежных аналогов. Однако большинство иностранных коллег Whoosh только недавно вышли в плюс по EBITDA и не могут показывать сопоставимые темпы роста выручки. Поэтому сравнительный метод мультипликаторов пока не может в полной мере отражать стоимость акционерного капитала Whoosh, которая зарабатывает чистую прибыль с первого года работы и демонстрирует устойчивые двузначные темпы роста продаж.
За последние пять лет рынок кикшеринга в России вырос с нуля до 9 млрд рублей (по данным за 2021 год). Все больше горожан выбирают электросамокаты как более удобную и экологичную альтернативу общественному транспорту, личному авто, каршерингу или такси, особенно для преодоления коротких дистанций (менее 8 км).
В течение ближайших пяти лет рынок кикшеринга будет расти в среднем на 60% в год, до 96 млрд рублей в
Условия для роста есть: в России самое большое городское население в Европе (110 млн человек) и высокий процент пользования мобильным интернетом (91%
Whoosh станет первым публичным игроком на рынке кикшеринга. Яндекс во внимание пока не берем, так как аренда электросамокатов для этого
Доля Whoosh на рынке кикшеринга в России по выручке достигла 46% в 2021 году. Для сравнения: ближайший конкурент Urent занял 22% (если не учитывать его франшизы) с выручкой вдвое меньше.
Клиентская база Whoosh насчитывает уже 11,3 млн пользователей (на 30 сентября). Это самый высокий показатель среди российских операторов кикшеринга.
Whoosh активно наращивает географию присутствия и парк электросамокатов. Сервис работает уже в 40 городах трех стран (Россия, Казахстан, Беларусь), а его парк насчитывает около 82 тысяч электросамокатов (на 30 сентября). По этим двум показателям Whoosh уступает только Urent, но это потому, что конкурент делает ставку на количество и активно развивает франчайзинговую сеть. В свою очередь, Whoosh отказалась от идеи франшиз и выбирает качество сервиса, что привлекает большее число клиентов и приносит более высокие доходы.
У Whoosh есть своя система обслуживания парка, которая насчитывает 74 сервисных центра и более трех тысяч технических специалистов (по состоянию на 30 сентября
Благодаря этому электросамокаты Whoosh в большинстве случаев технически исправны и заряжены, а также находятся в шаговой доступности. По данным за девять месяцев
За три года Whoosh нарастила выручку практически с нуля до около 4 млрд рублей (по данным за 2021 год). По итогам девяти месяцев этого года выручка показала рост на 70%
С самого начала Whoosh работает в плюс и по EBITDA, и даже по чистой прибыли. По итогам первых девяти месяцев
Для сохранения прибыльности компания разработала стратегию развития. Она будет повышать уровень проникновения сервиса в 40 городах, где он уже работает. А еще будет проводить экспансию в другие города России и СНГ. В одной только России еще не охвачено более 20 городов с населением свыше 300 тысяч человек. У Whoosh есть отработанная схема выхода на новый рынок (сейчас выход занимает максимум полтора месяца, в Кемерово компания смогла выйти за 20 дней). Для всех городов присутствия компания планирует создать единую платформу, которая позволит повысить монетизацию и качество сервиса, а также оптимизировать операционные процессы и экономить на масштабе.
Whoosh выходит на биржу во многом для того, чтобы привлечь капитал на дальнейшее развитие бизнеса.
Сейчас четырем основателям Whoosh, которые еще и занимают руководящие должности в компании, принадлежит 69% в капитале. Следовательно, чем успешнее компания, тем выше благосостояние ее руководителей. Поэтому менеджмент заинтересован в эффективном управлении компанией.
Ни один из главных акционеров не собирается продавать существенную долю в бизнесе в ходе IPO, что говорит об их уверенности в успехе Whoosh.
Ужесточение конкуренции на российском рынке кикшеринга со стороны как крупных федеральных игроков, так и региональных.
Снижение покупательной способности доходов россиян может оказать давление на спрос на услуги кикшеринга. В первом квартале
Регуляторные риски. Рынок кикшеринга все еще молодой, поэтому правовая база относительно него продолжает формироваться. В 2021 году уже была волна ограничений (скорости и зон эксплуатации). В Москве действует еще ограничение на максимальное количество электросамокатов (всего на город и на одного оператора). Распространение такого ограничения на регионы, а также другие регуляторные требования в будущем могут негативно влиять на возможности и финансовые показатели компании.