Производители роскошных джетов борются за прибыльную нишу шпионажа
13 мая 2021 · 
Reuters

МОНРЕАЛЬ/ В апреле неприметный серый бизнес-джет вылетел из аэропорта в центральной Швеции и направился через Балтику в сторону Калининграда с регулярной шпионской миссией.

Переоборудованный самолет бизнес-класса Гольфстрим принадлежал ВВС Швеции и патрулировал район с российскими радиолокационными установками.

За исключением пары малозаметных выпуклостей в нижней части фюзеляжа, два шведских самолета-шпиона S102B Korpen на базе самолетов бизнес-класса Гольфстрим выглядят как обычные корпоративные воздушные суда.

Но в салонах этих двух машин и растущего парка новых "корпоративных самолетов" находятся глаза и уши разведывательных служб.

Правительства разных стран от Южно-Китайского моря до Ближнего Востока и Балтики присматриваются к бизнес-джетам "специального назначения", способным подсматривать или подслушивать при потенциально более низких эксплуатационных затратах, чем у переоборудованных пассажирских или военных самолетов.

Это новый виток развития скромного рынка объемом около $3 миллиардов, состоящего из немногочисленных специалистов по корпоративным реактивным самолетам и израильских, европейских и американских оборонных компаний, которые производят передовые разведывательные системы.

Растущий спрос на небольшие реактивные самолеты с системами, когда-то предназначавшимися для больших самолетов, подтолкнул к росту рынок, на котором лидирует дочерняя компания General Dynamics Gulfstream. Ей на пятки наступают канадская Bombardier и французская Dassault Aviation .

"Ключевой областью для роста являются системы связи и электронной разведки", - сказал военный аналитик Фрэнсис Туса.

"Теперь их становится все и проще и проще устанавливать на небольшие самолеты, благодаря прогрессу электроники и уменьшению размеров самих систем. Все дело в вычислительной мощности и размерах оборудования".