#Мысливслух $SU52002RMFS1 $SU26241RMFS8 $USDRUBF $CNYRUBF $MMZ3
Проект
#Долгосрок | Мысли вслух
⚠️ Минфин РФ опубликовал прогнозные параметры бюджета до 2026 года. По планам ведомства доходы бюджета в следующем году вырастут до 35 трлн руб. по сравнению с 28.7 трлн в этом году (+22% г/г) и немного снизятся в следующие 2 года. Расходы вырастут до 36.6 по сравнению с 31.7 в этом году (+15% г/г). Также ожидается небольшое снижение в следующие годы.
➖ На данный момент сложно оценить реализуемость планов по доходной части. Но Минфин отмечает, что нефтегазовые доходы вырастут за счёт снижения курса рубля и сокращения дисконта Urals к Brent. Тем не менее Минфин не учитывает, что в следующем году будет наблюдаться максимальный эффект от высоких процентных ставок на мировую экономику, что приведет к снижению спроса на нефть на горизонте нескольких кварталов. Что касается ненефтегазовых доходов, то можно предположить, что будет усиливаться налоговая нагрузка на крупный бизнес (налоги на сверхприбыль, таможенные пошлины и т.д.).
➖ Самый главный итог планирования бюджета - исполнение с дефицитом в ближайшие годы, хотя российский Минфин последнее время старался избегать подобной ситуации и жить по средствам. Ожидаемый дефицит бюджета составит 1.6, 0.8 и 1.5 трлн руб. в 2024, 2025 и 2026 годах соответственно. В 2023 году ожидаемый дефицит равен 3 трлн руб., с начала года по август - 2.4 трлн, хотя в мае цифра уже превышала 3 трлн, но последние месяцы министерство активно сокращало расходы.
➖ Как отмечает премьер-министр Михаил Мишустин, дефицит бюджета будет финансироваться в основном через заимствования. Учитывая, что Минфин может занимать только на внутреннем рынке, продолжится давление на кривую бескупонной доходности.
➖ Дефицит бюджета означает повышенный фискальный стимул и инфляционное давление на экономику, что может заставить ЦБ удерживать высокие ставки гораздо более длительный период времени, чем мы сейчас ожидаем. Основным следствием такой политики является сохранение высоких доходностей на долговом рынке и снижение привлекательности рынка акций.
➖ Сохранение бюджетного стимула в условиях удержания высоких ставок, как ни странно, может поддержать рост экономики в следующем году. Данный эффект активно наблюдается в экономике США последние кварталы, хотя эффективность бюджетных расходов там постепенно сходит на нет в силу невозможности поддерживать высокий уровень расходов при большой величине долга.
📌 Что касается РФ, то на самом деле пока проблемы госдолга вообще не существует. Весь долг правительства РФ составляет чуть меньше 20 трлн при номинальном ВВП по итогам 2023 года около 160 трлн (1/8 ВВП) и доходах федерального бюджета около 30 трлн (2/3 доходов).
🔼 Для примера. В США долг составляет 33 трлн долл. при ВВП в 23 трлн. Доходы федерального бюджета ~ 4.5 трлн. Проценты по долгу ~ 1 трлн в год.
💲 Если говорить о процентах, то годовые расходы на обслуживание долга сейчас не превышают 2-2.5 трлн руб., что является абсолютно посильным бременем для бюджета, даже если это сумма увеличится на 50-100% в ближайшие пару лет.
🔥 Однако, опять же, следствием может быть период высоких ставок на ближайшие годы, что, кстати, неплохо для инвесторов в облигации.