4 октября 2022

Изменения в 2022 году: новые значения КБМ, проще техосмотр и дороже страховки по кредиту

Рассказываем, какие законы повлияли на стоимость страховых полисов и как можно сэкономить

Что изменилось

ЦБ изменил КБМ. Полисы станут дешевле для аккуратных водителей и дороже для аварийных.

Для большинства автовладельцев отменили или упростили техосмотр. Теперь, например, его не нужно проходить владельцам легковых машин, которые используются в личных целях.

Изменилась базовая ставка ОСАГО. Страховые смогут устанавливать стоимость полиса по новым тарифам.

Разрешили замену собственника в полисе ОСАГО. Теперь не обязательно расторгать договор после продажи автомобиля или дарения.

Страховку заемщика расширили, но из‑за этого полис может подорожать. Теперь в страховку будут включать уход из жизни и инвалидность первой и второй группы. Размер выплат увеличат: он будет не меньше суммы кредита.

Усложнили досрочное расторжение ОСАГО после гибели автомобиля. Придется получать справку в ГИБДД о том, что машину утилизировали и сняли с регистрационного учета.

Изменились значения коэффициента аварийности водителей — КБМ — и вернулись классы

Как было. КБМ — критерий аварийности, который страховые компании используют при расчете стоимости ОСАГО. Автовладельцам, по вине которых не было аварий более 10 лет, присваивали КБМ 0,5. Это означало снижение цены полиса на 50%. Нарушители, которые виноваты в трех и более авариях за год, получали КБМ 2,45. Во столько раз увеличивалась стоимость полиса ОСАГО. Новичкам, которые впервые оформляли страховку, присваивали КБМ 1.

В системе расчета КБМ не было классов, по которым водителей ранжируют по безаварийной езде.

Как теперь. С 1 апреля 2022 года изменились значения КБМ:

  • Для аккуратных водителей полис стал дешевле. КБМ автовладельцев, по вине которых не было аварий более 10 лет, теперь составляет 0,46. Это соответствует снижению цены полиса на 54%.
  • Для неосторожных водителей полисы подорожали. Нарушители, которые спровоцировали три аварии и более за год, получают КБМ 3,92. Это более чем в полтора раза выше, чем раньше.
  • За первый полис придется заплатить на 17% больше. У водителей-новичков КБМ теперь 1,17.

Вернули классы КБМ, которые использовали до 2019 года. Всего классов 15. Каждому соответствует значение коэффициента, зависящее от количества ДТП с 1 апреля одного по 31 марта следующего за ним года. Например, у новичков класс 3 и КБМ 1,17. Если год ездить без аварий, то класс будет 4, а коэффициент снизится до 1. При безаварийной езде каждый год класс повышается, а КБМ снижается.

Приведем пример расчета полиса ОСАГО с новыми правилами КБМ.

Возьмем водителя с КБМ 1,55. В прошлом году он не становился виновником ДТП. Значит, в этом году его КБМ должен был снизиться до 1,4. Но после нововведений КБМ водителя повысился до 1,76, в результате чего полис станет дороже на 25%.

Проводить техосмотр своей машины теперь не обязательно

Как было. Раньше техосмотр был обязательной процедурой — за его отсутствие водителей штрафовали на 2000 ₽. Кроме того, без диагностической карты нельзя было оформить полис ОСАГО.

Проводить ТО легковых автомобилей старше четырех лет нужно было раз в два года, автомобилей и мотоциклов старше 10 лет — раз в год. А для такси и автобусов старше 5 лет обновлять диагностическую карту нужно было раз в полгода.

Как теперь. C 30 декабря 2021 года владельцам легковых автомобилей и мотоциклов, использующим транспорт в личных целях, не нужно проходить ТО. Правило касается только физических лиц. Но есть исключения:

  • Если автомобиль или мотоцикл необходимо поставить на государственный учет или перерегистрировать после того, как изменился их владелец. Актуально только для машин или мотоциклов, с года изготовления которых прошло больше четырех лет, включая год изготовления.
  • Если меняете конструкцию автомобиля или его основной компонент. Правило не зависит от возраста машины.
  • Если у вас служебный автомобиль, такси, автобус или грузовик. Штраф за езду без диагностической карты сохраняется и составляет 2000 ₽. Штрафовать будут не чаще одного раза в сутки.

Тем, для кого техосмотр обязателен, упростили правила прохождения. Раньше безопасность транспорта проверяли по 82 критериям, а с 1 сентября 2022 года — по 55.

Теперь при техосмотре не будут проверять:

  • Наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки в легковых автомобилях. Это требование осталось только для автобусов. При этом ДПС по‑прежнему могут штрафовать водителей на 500 ₽, если всех этих предметов не окажется в машине.
  • Тормозную систему на коррозию.
  • Работу противоугонного устройства.
  • Уровень шума выхлопной системы.
  • Работу стеклоомывателя.
  • Подтекание масла и рабочих жидкостей из двигателя.

К параметрам, которые будут проверять при техосмотре, добавился новый — контроль утечки выхлопных газов в обход системы выпуска.

ОСАГО по‑прежнему можно покупать без диагностической карты.

Изменились базовые тарифы ОСАГО

Как было. Базовая ставка — один из параметров, по которым рассчитывается стоимость полиса ОСАГО. Центробанк устанавливает диапазон ставок, а страховые компании оценивают риски и назначают размер. Раньше минимальная базовая ставка ОСАГО для легковушек, принадлежащих физлицам, составляла 2224 ₽, а максимальная — 5980 ₽.

Как теперь. С 13 сентября 2022 года Центробанк расширил коридор базового тарифа ОСАГО в обе стороны. Теперь минимальная ставка для легковых авто категорий B, BE, принадлежащих физлицам, — 1646 ₽, а максимальная — 7535 ₽.

Еще одно изменение касается повышения территориальных коэффициентов для ряда регионов. Больше всего, на 8%, они выросли в Ингушетии, Чечне, Тыве, Хакасии, в Еврейской автономной области. Раньше коэффициент в этих регионах составлял 0,76, а теперь — 0,82.

Центробанк объяснил изменение тарифов подорожанием запчастей. Самые бьющиеся детали, например бамперы и крылья автомобилей, теперь стоят почти на 30% больше.

Изменения уже вступили в силу — страховые компании продают новые полисы с учетом новых тарифов. Если у вас уже оформлен полис ОСАГО и вы не будете вносить в него изменения, цена останется прежней до конца срока его действия. А если нужно внести изменения, влияющие на риск, перерасчет страховой премии будет сделан с учетом новых тарифов.

Теперь можно переоформить полис ОСАГО на нового владельца

Как было. Раньше правила ОСАГО не предусматривали возможность менять в полисе собственника автомобиля при продаже. Поэтому при перерегистрации машины в некоторых отделениях ГИБДД требовали полис, оформленный после покупки авто.

В этом случае клиент был вынужден расторгать договор страхования и заключать новый. Прежний владелец мог получить компенсацию за неиспользованный срок действия полиса.

Как теперь. С 1 октября 2022 года при продаже автомобиля можно не расторгать договор обязательного страхования, а указать в нем нового собственника.

Для этого придется обратиться в страховую в письменной форме. Владелец полиса теперь обязан письменно сообщить страховой компании, если у машины сменится собственник.

Ввели новые стандарты страхования заемщиков

Как было. Раньше страховые компании включали в полис страхования жизни и здоровья заемщика собственный набор рисков. Например, утрату трудоспособности. В этом случае страховая компания должна покрыть долг заемщика перед банком.

Как теперь. С 1 октября 2022 года вводят обязательный минимальный перечень страховых случаев — уход из жизни и инвалидность первой и второй группы в результате болезни или несчастного случая.

Теперь страховые должны добавлять эти риски в полисы заемщиков. Но выплат не будет, если заемщик пострадал в результате опьянения или скрыл от страховой определенное заболевание.

Изменился и размер выплаты: теперь он должен быть не меньше суммы кредита. Деньги страховая обязана выплатить в течение 30 дней после представления всех документов.

Изменения коснутся страховок, от оформления которых зависит ставка по кредиту. Например, автокредиту, кредиту под залог недвижимости или авто.

Теперь страховые компании не могут предлагать продукты с меньшими рисками, поэтому страховка по кредиту или ипотеке может подорожать до 30%.

Досрочно расторгнуть ОСАГО на «убитый» автомобиль можно после утилизации

Как было. Если после аварии автомобиль не подлежал восстановлению, владелец мог получить заключение независимого эксперта и досрочно расторгнуть договор ОСАГО на основании независимой экспертизы. После этого он мог вернуть остаток суммы премии.

Как теперь. С 1 октября расторгнуть договор ОСАГО при полной гибели автомобиля стало сложнее. Расторгнуть договор на основании независимой экспертизы не получится. Теперь для этого нужна справка ГИБДД о снятии машины с регистрационного учета в связи с утилизацией.

Чтобы получить эту справку, автовладельцу необходимо выбрать утилизирующую компанию с лицензией, передать авто на утилизацию и получить акт. Затем обратиться в ГИБДД с актом об утилизации и снять машину с регистрационного учета.

Предполагается, что изменение снизит количество брошенных разбитых автомобилей. Для водителей новые правила могут оказаться невыгодными, если стоимость утилизации выше, чем сумма возврата за полис ОСАГО.

Как вам статья?

Оформить ОСАГО в Тинькофф