Проверить контрагента

Зачем проверять контрагентов?

Проверка контрагентов помогает обезопасить компанию от сотрудничества с мошенниками и компаниями-однодневками, претензий налоговой и чрезмерного внимания финмониторинга банка.

Недобросовестные компании умеют производить хорошее впечатление, поэтому рекомендуем доверять только документам и проверять информацию о контрагентах в официальных источниках.

Вот с чем поможет проверка.

Вычислить компании-однодневки. Возможно, ваш контрагент специально зарегистрировался, чтобы собрать авансы с заказчиков и исчезнуть. А бывает, что компании не существует: есть название, расчетный счет и сайт, а юрлица нет. Если компанию создали несколько дней назад или нет данных о ее регистрации, проверка это покажет.

Не работать с теми, кто не выполняет свои обязательства. Чтобы не заключить договор с подрядчиком, на которого подали в суд уже несколько заказчиков, стоит проверить потенциального партнера. По результату вы примете взвешенное решение — нужно ли сотрудничать с этой компанией.

Избежать сотрудничества с мошенниками. Если компания, с которой вы работаете, занимается обналом или хитрит с налогами, ваш бизнес тоже может попасть в поле зрения налоговой — как партнер мошенника.

Избежать сделки с банкротом. Компания-банкрот не сможет выплатить обещанные деньги за поставку. А если вы что‑то у нее покупаете и переводите деньги авансом, получить деньги обратно будет практически невозможно. Процедура возврата долгов от компании-банкрота сложная: должники попадают в реестр кредиторов и ждут, когда закончится процедура банкротства. Долги отдают по приоритетности — ее определяет арбитражный суд. И даже если до вас дойдет очередь, не факт, что у компании хоть что‑то останется, чтобы вернуть вам долг.

Не иметь проблем с налоговой. Налоговая считает так: если компания сотрудничает с сомнительными контрагентами, значит, стремится сэкономить на налогах и назначает проверку. Налоговая проверяет сделки компании и, если находит подтверждение своим доводам, доначисляет налог. Доказать, что вы ничего не знали о мошенничестве своего партнера, очень трудно.

Допустим, предприниматель на УСН «Доходы минус расходы» закупает продукты питания, фасует их и доставляет на дом покупателям.

В июле он купил у ООО «Цыпочка» куриное филе на 500 000 ₽ — товар пришел, документы в порядке.

Затем предприниматель продал филе за 750 000 ₽, заработал на этом 250 000 ₽ и заплатил налог — 15 000 ₽.

Дальше события могут разворачиваться по трем сценариям:

  1. Все хорошо и предприниматель спокойно работает дальше.
  2. ООО «Цыпочка» перестает сдавать отчетность и подавать признаки жизни → ФНС начинает разбираться и видит сделку с ИП.
  3. ФНС по внутренним причинам решает устроить проверку ИП → обнаруживает сделку с ООО «Цыпочка», которую бросили учредители.

Во втором и третьем случаях налоговая может решить, что сделка нечистая: предприниматель специально купил у ООО «Цыпочка» филе по завышенной цене, чтобы сэкономить на налогах. Наказание — доначислить налог.

В каждом банке есть служба финансового мониторинга, которая следит за законностью операций. Специальная программа анализирует все операции, выявляет подозрительные и сигнализирует специалистам финмониторинга. По этому сигналу они могут приостановить операции по счету и начать проверку. Один из поводов для финмониторинга — перевод сомнительному контрагенту.

Сам по себе интерес финмониторинга не страшен. Неприятна потеря времени: в короткий срок нужно представить документы, которые подтверждают законность операции, — договор, счета, акты.

Проверка контрагентов поможет избежать всех этих сложностей и рисков. Клиенты Тинькофф Бизнеса бесплатно проверяют партнеров прямо в личном кабинете.

Что я получу в результате проверки?

По вашему запросу сервис соберет данные о деятельности вашего потенциального партнера из множества официальных источников в одну карточку.

По итогам проверки мы покажем такую информацию о контрагенте:

  1. Реквизиты.
  2. Виды деятельности.
  3. Контакты.
  4. Факторы, влияющие на надежность: массовость адреса, телефона, руководителя, попадание в негативные реестры.
  5. Наличие судебных дел.
  6. Бухгалтерская отчетность.
  7. Опыт участия в госзакупках.

В каждом разделе мы подготовили подсказки, чтобы вам было проще оценить контрагента и не пропустить тревожные сигналы.

Проверить потенциальных партнеров клиенты Тинькофф Бизнеса могут прямо в своем личном кабинете.

Откуда данные?

Для составления карточки контрагента мы собираем информацию из многих открытых источников: с сайтов налоговой, Минфина, Росстата, Федерального казначейства, Верховного суда, Единого федерального реестра сведений о банкротстве, Федеральной службы приставов и других официальных ресурсов. Обновляем базу каждый день.

Как проверить контрагента в личном кабинете Тинькофф Бизнеса?

Это можно сделать в личном кабинете. Для клиентов Тинькофф Бизнеса услуга бесплатна.

Чтобы проверить контрагента:

  1. Зайдите в личный кабинет Тинькофф Бизнеса под своим логином и паролем.
  2. В разделе «Счета и платежи» нажмите на вкладку «Контрагенты»:
    В строке поиска введите данные контрагента. Искать можно по разным данным:
    • юридическому названию компании;
    • ФИО ИП;
    • ИНН;
    • ОГРН или ОГРНИП.
  3. В выпадающем списке выберите нужного контрагента и нажмите «Проверить»:
  4. Откроется карточка с краткими результатами проверки по каждому из разделов:
    • реквизиты;
    • виды деятельности;
    • контакты;
    • экспресс-проверка контрагента;
    • судебные дела;
    • бухгалтерская отчетность;
    • госзакупки.
  5. Чтобы посмотреть подробную информацию, нажмите ссылку в конце нужного раздела:
  6. Внимательно изучите информацию о контрагенте. Обратите внимание на подсказки — они скрываются за знаком вопроса:

Если какие‑то сведения о компании вас смущают, запросите у контрагента нужные документы и расспросите о подозрительных фактах. Надежные компании смогут их объяснить.

На что обращать внимание при проверке контрагента?

В результате проверки вы получите сводную карточку контрагента. В каждом разделе карточки могут быть подозрительные признаки, на которые нужно обратить внимание.

Реквизиты. На что обратить внимание:

  1. Статус компании — действующий это бизнес или нет.
  2. Контрагент закрывает свой бизнес, лучше с ним не сотрудничать
  3. Дата регистрации, адрес, телефоны, ФИО руководителей и учредителей. Если компания заявляет, что она на рынке уже 10 лет, а юрлицо зарегистрировано неделю назад, это должно насторожить.
  4. Подозрительно, если компания говорит, что уже 10 лет на рынке, а дата регистрации — в текущем году
  5. Размер уставного капитала. Если у компании, которая кажется крупной, уставный капитал минимальный — 10 000 ₽, в совокупности с другими факторами риска это подозрительно.
  6. Уставный капитал минимальный — стоит тщательно проверить компанию на другие факторы риска
  7. Отметка о дисквалификации директора. Дисквалифицированный директор не имеет права управлять компанией и заключать договоры.

Виды деятельности организации. Тревожный признак: большое количество разных видов деятельности или несоответствие кодов ОКВЭД тому, чем занимается компания. Если компания со строительными кодами ОКВЭД оказывает клининговые услуги, это странно.

Если компания предлагает вам консультацию по страхованию, а в ее кодах ОКВЭД не написано, что она этим занимается, насторожитесь

Экспресс-проверка контрагента. В этом разделе можно посмотреть факты, которые влияют на надежность компании. На основе этих данных вы сможете сделать вывод, стоит ли доверять контрагенту:

  1. Адрес массовой регистрации. Проверьте адрес, по которому зарегистрирован контрагент.
  2. В одном офисе зарегистрировано 20 компаний — это тревожный признак. Однодневке ни к чему офис, а расходы нужно уменьшить, поэтому такие компании просто покупают юридический адрес
  3. Номинальный руководитель. Иногда бизнесмены-мошенники платят какому‑то человеку за то, чтобы он был директором во многих компаниях сразу. То есть номинально он числится руководителем, но по факту всем занимаются другие люди. Это явный признак фирмы-однодневки или компании, которая незаконно выводит деньги за границу.
  4. Человек руководит 23 компаниями — наверняка это просто номинальный директор
  5. Попадание компании в негативные списки. Например, если компания участвовала в тендере, выиграла закупку, но не выполнила условия контракта, она попадает в Реестр недобросовестных поставщиков. Сотрудничать с ней рискованно, потому что и вас она может подвести.
  6. Компания состоит в Реестре недобросовестных поставщиков, а значит, выигрывала тендер, но контракт не исполняла. Стоит хорошо подумать, прежде чем сотрудничать с таким необязательным контрагентом

Судебные дела. Если у поставщика идут подряд несколько судебных разбирательств с покупателями, подрядчик судится с заказчиком из‑за качества работ, организация регулярно забывает заплатить за электричество, подумайте, стоит ли с ними сотрудничать.

Контрагент за последние годы был ответчиком во многих делах — это подозрительно

Бухгалтерская отчетность. Из этого раздела можно сделать вывод о финансовом положении компании.

Если компания в долгах, вряд ли она сможет выполнить свои обязательства перед вами.

Компания сработала в минус в первом квартале 2021 года — это тревожный признак. Но чтобы оценить финансовое положение компании, лучше обратиться к бухгалтеру или аналитику

Госзакупки. Участвует ли компания в госзакупках и поставки каких объемов выполняет.

Если контрагент участвует в госзакупках, выигрывает их и выполняет заказы для государства, это свидетельство его надежности.

Компания участвует в закупках и выигрывает тендеры — это признак надежности

Сколько стоит проверка контрагентов?

Это бесплатно для клиентов Тинькофф Бизнеса.

Была ли полезна статья?