15% кэшбэк

Антон Батагов. «Человек, который стал радугой»

Классика • 12+

Оркестр и хор «Гнесинские виртуозы»
Дирижер – Михаил Хохлов
Хормейстер – Екатерина Сиромаха

Александр Коренков, вокал
Ася Соршнева, скрипка/электроника
Сергей Полтавский, альт/электроника
Сергей Калачев "Grebstel", бас-гитара/электроника
Владимир Жарко, барабаны
Антон Батагов, фортепиано/электроника
Звукорежиссер – Михаил Спасский

В программе:
Кейдж. «В пейзаже». Версия для фортепиано, оркестра и хора А. Батагова (2020)
Первое исполнение
Батагов. «Разные вещи», для струнных, фортепиано, певца, хора и звуков улицы
Первое исполнение в России
«Человек, который стал радугой»,
для рок-группы, оркестра и хора (2-я редакция, 2019)
Первое исполнение

Композитор и пианист Антон Батагов – одна из самых значительных и культовых фигур в мире новой классики. В его творчестве практически отсутствует граница между понятиями “сочинение” и “исполнение”, и любые пласты звуковой культуры – от древних ритуальных практик до рок/поп-культуры и виртуальных технологий – органично сплетаются в единое целое.

Антон Батагов о своем новом проекте: «Во всём, что я делаю и как композитор, и как исполнитель, нет деления на жанры, на старину и современность. Ведь во все времена композиторы были и исполнителями, и импровизаторами; они свободно использовали в своей "высокой" музыке всё то, что можно было позаимствовать из народной музыки и популярных жанров тех времен. В ХХ веке возникло жесткое деление на "классику" и "попсу", но теперь, к счастью, эта стена практически рухнула. Музыка ХХI века объединяет в себе всё то, что раньше находилось по разные стороны этой стены. Она не занимается экспериментами ради экспериментов, не отрицает историю, не сбрасывает никого с парохода современности, а, наоборот, уходит корнями в прошлое, и именно поэтому она способна цвести и жить полноценной здоровой жизнью сегодня. Это музыка, которую может слушать любой человек, независимо от того, знает ли он что-то про историю музыки или нет. Разумеется, человек подготовленный слышит внутри таких сочинений всю эту историю, и тогда путешествие становится еще более интересным.
Эта программа, как и первая, начнется с божественно красивой пьесы In a Landscape великого американского композитора Джона Кейджа, написанной для фортепиано или арфы соло. В моей версии, сделанной специально для этой программы, – для фортепиано с оркестром и хором – пианист играет на сцене, а остальные музыканты исполняют свои партии в движении, находясь в зрительном зале и наполняя его музыкой.

Так получилось, что в 1992 году я стал последним русским музыкантом, общавшимся с Кейджем (1912-1992). Поэтому мне было очень интересно написать сочинение, посвященное ему. Сочинение Different Things (Разные вещи) я создал по заказу нью-йоркского Центра искусств Михаила Барышникова в рамках стипендии Кейджа / Каннингема. Идея этой стипендии – создание новой музыки, так или иначе отражающей философию и дух Джона Кейджа. Первая часть этого опуса – соединение партитуры для струнных и фортепиано с аудиозаписью уличных звуков на перекрестке 6-й авеню и 18-й улицы (около дома, в котором много лет жил Кейдж). Вторая часть – песня на фрагмент из текста неизвестного автора Thirteen and three-fourth mesostics on John Cage (13 ¾ мезостихов на имя Джон Кейдж). (Мезостих – нерифмованное стихотворение, у которого буквы внутри строк образуют слово или имя, если прочитать их вертикально).

Человек, который стал радугой – музыка, написанная под впечатлением от подлинной истории о простом человеке из Тибета, который в 1952 году обрел после смерти так называемое радужное тело. В христианстве это называют воскресением. Первая редакция была для струнных и ударных. Премьера состоялась в 2008 году (оркестр MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса). В 2019 году я решил сделать новую версию – и практически заново сочинил всю вещь. От первой редакции осталась только форма. Новая редакция сделана специально для музыкантов, в чьем исполнении вы ее услышите на этом концерте. Партии солистов написаны очень свободно, они включают в себя возможность импровизировать в рамках той структуры, которая написана в нотах. Струнный оркестр и детский хор выстраивают «здание», в котором на разных «этажах» одновременно идет

время разных столетий и стилей. Всё это вместе – громкий и при этом очень детализированный и многослойный звук (за пультом – корифей звукорежиссуры Михаил Спасский), превращающий всё это путешествие в очень осязаемый и мощный звуковой опыт.

Эта программа – продолжение моего сотрудничества с оркестром "Гнесинские виртуозы" и выдающимися исполнителями-солистами, помогающими преодолеть границы между классикой и роком, минимализмом и авангардом, акустикой и электроникой.

Я учился в Гнесинской школе. Это одна из лучших музыкальных школ в мире, достояние нашей культуры. И недавно мне захотелось сыграть кое-что из моих сочинений с "Гнесинскими виртуозами" – оркестром, состоящим из учащихся старших классов. По-моему, мы, взрослые музыканты, можем учиться у них не только энтузиазму и драйву, но и качеству игры. Оркестр выступает с концертами в России и других странах. Репертуар – от старинной музыки до современных сочинений и сотрудничества с рок- и этно-музыкантами. Дирижер Михаил Хохлов – бессменный директор школы на протяжении 30 лет и художественный руководитель "Гнесинских виртуозов".

Нашу первую совместную программу с "Гнесинскими виртуозами" мы сыграли в декабре 2019 года. Одно из вошедших туда моих сочинений – "Я вижу твой сон. Ты видишь мой сон" уже издано фирмой записи "Мелодия" в марте 2020 года.

И теперь мы представляем в Доме музыки нашу вторую программу. На сей раз – только струнный оркестр, зато к нему присоединится хор. И – те же солисты. Виртуозный барабанщик Владимир Жарко уже много лет играет в ансамбле 4'33" Алексея Айги. Выдающегося бас-гитариста и электронщика Сергея Калачева"Grebstel" вы знаете по проектам Инны Желанной и других звезд рок-этно музыки. Ася С...

Антон Батагов. «Человек, который стал радугой»

Москва, Космодамианская набережная, д. 52, стр. 8