6 советов, как справиться со стрессом на первой работе

Первые рабочие дни на новом месте — это сложно. Незнакомые люди, процессы и правила. Непонятно, куда идти и у кого спрашивать, если что-то неясно. Приготовили несколько советов, как легче пережить этот период.

Дайте себе время на адаптацию

Процесс адаптации длится два-три месяца. Например, по нашему опыту, сотруднику колл-центра требуется в среднем два месяца, чтобы освоиться: понять процессы и узнать коллег. В это время нужно привыкнуть к месту, функциям и коллективу, стопроцентного выполнения задач в период адаптации мало кто ждет.
Можно попросить помощи у коллег или руководителя и честно признаться, что есть затруднения. Открытое обсуждение сложностей позволит снизить уровень стресса.

Не стесняйтесь задавать вопросы

Узнайте все о своих задачах и обязанностях. Например, выясните, какими должны быть KPI за месяц, как оценивается качество проделанной работы и как учитывается время в тайм-трекере. Изучите место работы: узнайте историю основания, корпоративные ценности, ДНК компании. Это даст дополнительную мотивацию расти и развиваться из-за чувства причастности к большему. А еще интересуйтесь делами своего отдела и процессами в компании в целом, чтобы лучше понимать свое место в ней.
Спрашивайте руководителя и команду, если сомневаетесь, правильно ли делаете. Например, после нескольких месяцев работы попросите у своего руководителя обратную связь. Это поможет вам понять, куда двигаться дальше.

Познакомьтесь с коллективом

Налаживайте связь с командой, познакомьтесь со всеми, узнайте их хобби и увлечения, поделитесь своими. Возможно, среди коллег вы найдете единомышленников, которые поделятся советом, по-дружески выслушают и поддержат. Попробуйте организовать неформальную встречу — например, пригласить команду на субботний завтрак в кафе. А если вы интроверт, то хотя бы вступайте в неформальные чаты и делитесь любимыми мемами.

Не принимайте все близко к сердцу

Постарайтесь отделить себя от негатива, который может появляться на работе, например, от расстроенного или невежливого клиента. Важно понимать, что вашей вины в случившемся нет, вы здесь для того, чтобы помогать и делать свою работу. А рассердиться клиент мог из-за того, что ему что-то непонятно — например, как начисляются проценты по его вкладу.
После работы восполняйте силы с помощью того, что вас радует: общение с семьей, спорт, творчество.

Не бойтесь ошибаться

Ошибки неизбежны, но к ним можно изменить отношение. Смелость брать на себя ответственность и иногда ошибаться позволит быстрее развиваться и расти в работе. Постепенно из удачных и неудачных проектов и сформируется опыт. Постарайтесь анализировать ошибки самостоятельно и с руководителем, чтобы сделать выводы и учесть их в будущем. А еще можно спросить у коллег, которым вы доверяете, как они начинали работать и какие ошибки совершали. Скорее всего, они будут рады поделиться собственным опытом.

Соблюдайте баланс

Бывает, что новая работа занимает все время и сотрудник, поглощенный процессом, пропускает обеды и ужины, стремится показать приверженность делу и выдать двухнедельную норму задач за день.
Новое место, коллеги и процессы — это увлекательно, но если не заботиться о себе, можно быстро выгореть. Не забывайте про свои хобби и увлечения. Например, после рабочего дня можно выйти на пробежку или погулять перед сном. Это поможет отвлечься и настроиться на новый рабочий день.

Как адаптироваться на новой работе: советы экспертов Тинькофф

Дарья Прокудина
Руководитель направления в отделе развития и адаптации сотрудников
Я начинала работать в Тинькофф в колл-центре, адаптироваться мне помогала поддержка коллег: мы часто общались в чате и подбадривали друг друга. Было ощущение, что я не одна и мне обязательно помогут.
Еще меня вдохновлял личный пример моего наставника. Я понимала, что когда-то он тоже начинал с нуля. И все было так же, как у меня: что-то не получалось, были сложности, например, в диалоге с клиентами, а теперь, спустя два года, он профессионал, обучает новичков. Тогда я поняла, что все возможно: научиться справляться с непростыми ситуациями, поладить с любым клиентом и подняться по карьерной лестнице — просто нужно дать себе немного времени на это.
В Тинькофф мы уделяем много внимания кураторам, которые работают с новичками в период адаптации. Важно, чтобы начинающий сотрудник мог обратиться к наставнику в любой момент: спросить, как работать в программе, или уточнить сложный вопрос, с которым столкнулся на линии.
Лайфхак для борьбы с рабочим стрессом в моменте: перед созвоном с коллегами или выходом на линию к клиентам запаситесь ручками или карандашами, можно порисовать или раскрашивать раскраски. Это здорово отвлекает и помогает не нервничать.
Даниил Брунш
Руководитель отдела по развитию и адаптации сотрудников
Я начинал работать в продажах. Мне нужно было обзванивать клиентов и предлагать кредитные карты. Я очень боялся, что у меня ничего не выйдет, что я говорю неубедительно и клиенту эта услуга не нужна. После своей первой смены хотел встать и уйти — настолько я думал, что это работа не для меня. Но, как оказалось, все приходит с опытом: уверенность, понимание клиентов, построение диалога.
Любая работа — это как учиться кататься на велосипеде: сначала ты не понимаешь, как это делать, обязательно упадешь и, может, даже ушибешься. Но спустя время ты не понимаешь, как раньше не умел кататься. С высоты опыта это кажется очень простым навыком, хотя в моменте было всякое. Ничто не приходит сразу, нужно немного терпения и, самое главное, желание.
В Тинькофф у новичка есть команда, наставник, руководитель, которые помогают адаптироваться, решать вопросы, готовы направлять и поддерживать, но самое главное — стремление научиться и личное упорство самого сотрудника.