Что такое первичные документы?
По закону первичными документами бизнес должен подтверждать любую финансовую операцию, например покупку или продажу товара. Так, к первичным бухгалтерским документам относятся товарная накладная и кассовый чек. Они нужны, чтобы зафиксировать: сделка состоялась и все стороны в полном объеме выполнили свои обязательства. Как правило, такие документы оформляет поставщик товаров, работ или услуг, а подписывают все участники сделки.
ИП закупает офисные столы у компании «Мебель». Чтобы сделка состоялась, «Мебель» должна поставить столы предпринимателю, а ИП — оплатить товар. Эти факты нужно подтвердить первичными документами. Например, поставку столов можно подтвердить товарной накладной, а оплату — кассовым чеком.
Оформлять первичные документы можно на бумаге или в электронном виде. Главное, чтобы в них были такие реквизиты:
- название документа, например «Товарная накладная»;
- дата составления;
- название купленного или проданного товара, оказанной услуги или выполненной работы;
- количество товара и единицы измерения, например 1 шт. или 5 кг;
- фамилии и подписи участников сделки: ИП или директора компании. Если есть бухгалтер, он тоже должен подписать документ;
- печать участников сделки — если она есть.
Какие именно нужны документы, зависит от ситуации. Собрали в таблице распространенные сделки и первичные документы к ним.
Чем подтвердить поставку товара, оказание услуг или выполнение работ | |
---|---|
Купля-продажа материалов или товаров оптом | 1. Договор поставки 2. Товарная накладная или универсальный передаточный документ — УПД от поставщика |
Доставка товара | 1. Транспортная накладная 2. Путевой лист |
Работы или услуги | 1. Договор подряда или оказания услуг 2. Акт выполненных работ или оказанных услуг |
Покупка материалов для нужд бизнеса | 1. Кассовый чек или документ, заменяющий его, например квитанция 2. Товарный чек — если есть |
Аренда имущества | 1. Договор аренды 2. Акт приема-передачи 3. Акт на арендные услуги, если этот документ указан в условиях договора |
- Договор поставки
- Товарная накладная или универсальный передаточный документ — УПД от поставщика
- Транспортная накладная
- Путевой лист
- Договор подряда или оказания услуг
- Акт выполненных работ или оказанных услуг
- Кассовый чек или документ, заменяющий его, например квитанция
- Товарный чек — если есть
- Договор аренды
- Акт приема-передачи
- Акт на арендные услуги, если этот документ указан в условиях договора
Оплату можно подтвердить кассовым чеком или платежным поручением. Если вы не используете онлайн-кассу или работаете в труднодоступных местах, вместо кассового чека нужно выдать другие документы, подтверждающие оплату, — например, квитанцию или бланк строгой отчетности. Главное, чтобы в них были обязательные для первичного документа реквизиты.
Первичные документы нужно хранить в течение пяти лет, начиная с 1 января года, следующего за годом оформления. Например, если договор поставки оформлен в марте 2022 года, хранить его нужно до 1 января 2028 года. При проверке ИП или его контрагентов налоговая может в любой момент потребовать первичные документы. Если у предпринимателя их нет, он может получить штраф — от 10 000 ₽.