Закрыть ООО

Как закрыть счет ООО?

Чтобы закрыть расчетный счет ООО в Тинькофф, достаточно написать в чат в мобильном приложении или на сайте — персональный менеджер оформит закрытие. Остаток денег вы сможете вывести на расчетный счет в другом банке или на личные счета участников.

Как ликвидировать ООО?

Чтобы закрыть ООО, надо сообщить в налоговую о том, что вы собираетесь закрывать компанию, уведомить об этом кредиторов, отдать все долги, если они есть, уволить сотрудников и после этого отнести заявление о ликвидации в налоговую.

Процедура выглядит так:

  1. На собрании участников ООО принять решение о ликвидации, утвердить срок ликвидации, назначить ликвидатора и ликвидационную комиссию. В комиссию могут входить любые люди, но обычно это участники ООО или руководители. Если участник один, он принимает решение единолично и назначает себя ликвидатором. Комиссия и ликвидатор будут руководить процедурой ликвидации ООО.
  2. В течение 3 рабочих дней после принятия решения о ликвидации сообщить в налоговую, что собираетесь закрыть компанию. Для этого нужно подать уведомление по форме Р15016.
  3. Опубликовать информацию о ликвидации юрлица в специальном СМИ — «Вестнике государственной регистрации». Для этого надо отправить заявку в вестник по электронной почте. Инструкция, как отправить заявление, на сайте налоговой
  4. Опубликовать уведомление о ликвидации в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц через портал www.fedresurs.ru или через нотариуса. Это нужно сделать в течение трех рабочих дней после принятия участниками решения о ликвидации, параллельно с размещением информации в «Вестнике».
  5. Отдать все долги, если есть: кредиторам, сотрудникам, госорганам. По правилам кредиторы могут обратиться к вам с требованиями погасить долги в течение 2 месяцев после публикации в «Вестнике государственной регистрации». Но предупредите их о ликвидации отдельно: скорее всего, они не читают «Вестник».
  6. Уволить сотрудников. При ликвидации вы можете уволить даже тех сотрудников, которые находятся на больничном или в отпуске. Нужно предупредить работников и органы службы занятости не позднее, чем за два месяца до расторжения трудовых договоров.
  7. Провести инвентаризацию имущества и сверить расчеты с контрагентами.
  8. Подготовить ликвидационный баланс для сдачи в налоговую. Ликвидационный баланс должен быть утвержден общим собранием участников ООО.
  9. Закрыть расчетный счет. Сделайте это только после того, как точно убедитесь, что не осталось долгов по налогам и взносам. Иногда приходится снова открывать счет, чтобы их выплатить.
  10. Подать в налоговую по месту нахождения юрлица пакет документов для ликвидации ООО.

Пакет документов для ликвидации ООО:

  • заявление по форме Р15016;
  • ликвидационный баланс.

Если подаете документы в налоговую лично, нужно уплатить госпошлину — 800 ₽. При подаче документов в электронном виде, через МФЦ или нотариуса платить госпошлину не нужно.

Всего на закрытие ООО обычно уходит 3⁠—⁠5 месяцев. Когда налоговая примет документы о ликвидации, ООО закроют в течение 5 рабочих дней. Вам выдадут лист записи ЕГРЮЛ и уведомление о снятии с учета.

Как реорганизовать ООО?

ООО можно реорганизовать — например, соединить с другой компанией или наоборот, разделить на две отдельных.

Виды реорганизации ООО:

  • Преобразование — изменение вида юридического лица. Например, когда ООО превращается в АО — акционерное общество.
  • Слияние — две компании объединяются в одну. В этом случае обе старые компании ликвидируются, и вместо них появляется одна новая.
  • Присоединение — одна компания присоединяется к другой. Та, что присоединяется, ликвидируется, и ее правопреемником становится вторая компания.
  • Разделение — компания разделяется на две новых фирмы, изначальная компания ликвидируется.
  • Выделение — из одной компании выделяется новая. Старая компания продолжает существовать отдельно от нового юрлица.

ООО можно реорганизовать только в другое юрлицо. Переоформить ООО в ИП нельзя. Для этого надо сначала закрыть ООО, а потом отдельно открыть ИП на одного из учредителей.

Процедура реорганизации — сложный юридический процесс с множеством нюансов, которые зависят от количества юрлиц и участников обществ, договоренностей между ними, формы и целей реорганизации. Мы рекомендуем привлекать юристов, которые помогут правильно подготовить документы и не допустить ошибок в процессе сделки.

В общем виде процедура для всех форм реорганизации примерно одинаковая и состоит из следующий действий:

  1. Принять решение о реорганизации на собрании участников или единолично, если участник один.
  2. Отправить уведомление в налоговую о начале процедуры реорганизации.
  3. Проверить, внесли ли в ЕГРЮЛ отметку о том, что вы начали процедуру реорганизации. Если нет, еще раз связаться с налоговой.
  4. Отправить уведомление кредиторам всех компаний, которые участвуют в процедуре. Раздать долги и уволить сотрудников тех компаний, которые будут ликвидированы в процессе реорганизации.
  5. Собрать документы для реорганизации и отправить их в налоговую. Список отличается в зависимости от формы реорганизации и участников процедуры.
  6. Получить от налоговой документы, которые подтвердят, что вы завершили процедуру реорганизации. Они тоже зависят от того, какую именно реорганизацию вы проводите.

Как продать долю в ООО?

Чтобы продать долю участнику ООО или третьему лицу, нужно заключить договор купли-продажи.

Процесс выглядит так:

  1. Проверить в уставе ООО, есть ли там особые правила продажи доли. Например, у действующих участников может быть преимущественное право покупки — это значит, что сначала надо предложить долю им. Еще в уставе может быть зафиксировано, что остальные участники должны дать свое согласие на сделку.
  2. Навести порядок в документах компании и по возможности заплатить все долги, если они есть.
  3. Оценить стоимость доли с помощью оценщика.
  4. Найти покупателя и составить меморандум о взаимопонимании — это документ, где вы фиксируйте общее понимание структуры сделки и ваши договоренности.
  5. Привлечь юриста, который подготовит необходимые документы и оформит сделку.

Сколько нужно хранить документы?

В зависимости от типа документов срок их хранения составляет от 3 до 75 лет. Документы можно хранить в бумажном или электронном виде. Подробнее о хранении документов

Вид документаСрок хранения
Кадровые документы о дисциплине труда и графики отпусков3 года
  • Налоговые документы, которые содержат информацию для исчисления налога, и платежки, которые подтверждают факт его перечисления
  • Бухгалтерские документы: первичные, кассовые и банковские
  • Кадровые документы: о переводе сотрудников на полный/сокращенный рабочий день, табели учета рабочего времени, документы о премировании сотрудников, подписания техники безопасности или командировок
5 лет
Документы об исчислении и уплате страховых взносов6 лет
Личные дела и карточки работников, трудовые договоры с сотрудниками, документы об увольнении и приеме на работу50 лет
Вид документа
Кадровые документы о дисциплине труда и графики отпусков
Срок хранения
3 года
Вид документа
  • Налоговые документы, которые содержат информацию для исчисления налога, и платежки, которые подтверждают факт его перечисления
  • Бухгалтерские документы: первичные, кассовые и банковские
  • Кадровые документы: о переводе сотрудников на полный/сокращенный рабочий день, табели учета рабочего времени, документы о премировании сотрудников, подписания техники безопасности или командировок
Срок хранения
5 лет
Вид документа
Документы об исчислении и уплате страховых взносов
Срок хранения
6 лет
Вид документа
Личные дела и карточки работников, трудовые договоры с сотрудниками, документы об увольнении и приеме на работу
Срок хранения
50 лет
Получилось найти ответ?
Нет
Да

Другие статьи по этой теме

  • Условия открытия ООО
  • Выбор системы налогообложения
  • Открыть ООО
  • Начало работы
  • Изменить данные ООО
  • Сдача отчетности ООО