Вопросы бизнеса: у меня несколько ООО и ИП

Что значит незаконно дробить бизнес и чем я рискую?

Дробить бизнес — значит разделить свой бизнес на два ООО, или ООО и ИП, или несколько ООО и ИП — вариантов много. Все это помогает лучше контролировать расходы и качество услуг и больше зарабатывать. Например, ООО производит оборудование, а ИП владельца их развозит по заказчикам. Это законно.

Другая практика, когда бизнес специально дробится, чтобы платить меньше налогов. Например, ООО и ИП выполняют одну и ту же работу, но из‑за деления ИП может работать на спецрежиме и экономить на налогах. Если налоговая это докажет, бизнес ждет доначисление налогов.

Банки тоже обязаны следить в том числе за переводами аффилированным компаниям. И если есть подозрение на искусственное деление, они задают вопросы.

У меня несколько компаний и ИП. В каком случае возникнут вопросы?

Иметь несколько ООО и ИП — это частая и обычная практика, которая помогает эффективнее вести бизнес. Проблемы начинаются, если бизнес дробится, только чтобы платить меньше налогов. Если налоговая это докажет, бизнес ждет доначисление налогов.

Если банки замечают искусственное деление бизнеса, они задают вопросы. Критерии определила налоговая, вот несколько примеров:

  1. Компания на ОСН разделилась на несколько фирм, которые могут использовать УСН, ЕНВД или патент.
  2. В результате дробления бизнес расширился, а налоговая нагрузка не изменилась или снизилась.
  3. Участники раздробленного бизнеса занимаются одинаковой деятельностью и платят друг за друга.
  4. У вновь созданных подконтрольных фирм и ИП нет своих ресурсов — например, офиса, склада, персонала.
  5. Поставщики и покупатели общие.
  6. Бухучет, кадровое делопроизводство, подбор персонала, поиск поставщиков и покупателей, юридическое сопровождение и логистику ведут одни и те же сотрудники.
  7. Численность персонала, площадь помещений и размер дохода близки к предельным значениям для применения спецрежимов.

Понятная бизнес-практика. Компании и ИП занимаются разными видами деятельности. Например, ООО — производством, ИП или второе ООО — перевозками. В этом случае логично, что для транспортировки привлекается своя же транспортная компания. Это позволяет лучше следить за качеством и расходами.

Вызывает вопросы, когда обе компании занимаются одной и той же деятельностью, стоимость услуг или товаров в несколько раз ниже рыночных и сами услуги без экономического смысла.

Например, компания на ОСНО получает деньги от второй с НДС, а потом платит своему же второму ООО уже без НДС.

Плачу за услуги своему ООО или ИП. Как подстраховаться?

Наши советы:

  1. Убедитесь, что разделение бизнеса не напоминает искусственное дробление. Что значит незаконно дробить бизнес и чем я рискую
  2. Оплачивайте услуги по рыночной стоимости.
  3. Собирайте документы, которые раскрывают ценообразование, обоснованность заказа у своей же компании, объем услуг. Какие документы по сделкам может запросить банк

У меня два ООО. Периодически перевожу заем от одной компании для другой. Как избежать вопросов?

Главное, что настораживает банк при займах, — это экономическая обоснованность. Непонятно, зачем забирать деньги из оборота и передавать второму бизнесу. Вполне возможно, что это оправданно, но это одна из схем незаконного вывода денег. Поэтому у банка всегда будут вопросы.

Избежать вопросов можно, только если не делать так совсем.

Если считаете, что без займа не обойтись, и часто его оформляете, у банка будут вопросы. Но можно к ним подготовиться и быстрее пройти проверку. Вот наши советы

Расскажите об особенностях бизнеса в сервисе «Репутация»: объясните, почему считаете выгодным забирать свои же деньги из оборота и передавать другой компании, почему не пользуетесь другими источниками финансирования, для каких целей используете эти деньги. Чем подробнее ответы, тем меньше у нас будет вопросов.

Переводите деньги только на основании договора займа, а не простым переводом.

У меня несколько компаний, но сотрудники устроены только в одной. Как избежать вопросов?

Если сотрудники помогают ООО и вы не хотите оформлять их в штат, подпишите с ними договор как с физлицами на оказание услуг и платите по договору. При выплатах нужно платить НДФЛ.

Или переведите часть сотрудников в штат другой компании. Для выплаты можно использовать зарплатный проект Тинькофф, он бесплатный.

Не хотим ждать срока выплаты дивидендов, поэтому выводим деньги через заем учредителям. Как избежать вопросов?

Единственный стопроцентный совет — не использовать заем. И дело не только в банке, налоговой такое тоже может не понравиться.

Все дело в налогах: за выплату дивидендов нужно платить налоги, а вот по займу можно не платить. И налоговая может расценить такой заем как способ сэкономить на обязательных платежах. Как результат — штраф от 20 до 40% от суммы неуплаченных налогов.

Получилось найти ответ?

Другие статьи по этой теме

  • Как связаны банки и закон 115-ФЗ
  • На каком основании банк проверяет бизнес
  • Почему банк интересуется налогами, зарплатами и всем остальным
  • Что ждет бизнес из‑за запросов по закону 115-ФЗ
  • Как Тинькофф помогает с запросами по закону 115-ФЗ
  • О проверке в Тинькофф по закону 115-ФЗ
  • Как быстрее и проще ответить на запросы в Тинькофф
  • Вопросы бизнеса: документы
  • Вопросы бизнеса: платежи юрлицам
  • Вопросы бизнеса: налоги
  • Вопросы бизнеса: переводы физлицам
  • Вопросы бизнеса: поступления на мой счет и мои платежи
  • Бонус: разбор кейсов бизнеса