Исследование Тинькофф: в 2021 году россияне стали меньше пользоваться каршерингом, средний чек поездки вырос почти на четверть

Москва, Россия — 31 марта 2022 г.
Аналитический проект Tinkoff Data провел исследование российского рынка каршеринга. В 2021 году в России пользователей каршеринга стало меньше на 12,4%, количество поездок снизилось на 7%, а средний чек за год вырос на 23%. В среднем один пользователь в месяц совершает 5 поездок на каршеринге.

В России услугу каршеринга предоставляют 18 операторов. Самые крупные из них по количеству поездок в российских городах-миллионниках — «Яндекс. Драйв», «Делимобиль», «Ситидрайв» (бывший YouDrive) и BelkaCar. По данным Tinkoff Data, «большая четверка» охватывает 99% всего рынка каршеринга.

Основные выводы

  • Ежемесячно каждый третий пользователь ездит на машинах двух и более операторов каршеринга
  • Количество поездок, которое совершает пользователь в месяц, выросло у всех крупнейших операторов каршеринга, кроме Яндекс. Драйва
  • Делимобиль и Ситидрайв нарастили свои доли рынка по количеству поездок, вместе с Яндекс. Драйвом они вошли в топ-3 операторов рынка каршеринга
  • Траты клиентов крупнейших операторов в месяц выросли на 36%, а средний чек по итогам 2021 года составил 433 ₽
  • Среди городов-миллионников в Москве, Петербурге, Казани и Екатеринбурге самые высокие доли клиентов каршеринга от всех пользователей транспорта
  • В тройке лидеров по количеству машин в автопарке Делимобиль, Яндекс. Драйв и Ситидрайв

Как считали

В исследовании анализировались транзакции клиентов Тинькофф в категории «Транспорт» и траты на услуги каршеринга в российских городах-миллионниках за 2020–2021 годы. Пользователь каршеринга — клиент Тинькофф, который хотя бы один раз в течение года оплачивал услугу каршеринга у любого оператора, включая регионального. Расчеты производились с учетом аномальной ситуации мая 2020 года, в разгар пандемийных ограничений: тогда в некоторых городах был введен запрет на использование каршеринга либо разрешались только дальние поездки с фиксированным тарифом.

30% пользователей каршеринга ездят на машинах двух и более операторов

Ежемесячно каждый третий пользователь каршеринга совершает покупки минимум у двух операторов каршеринга. Этот показатель стабилен последние два года.

При этом выросло количество поездок, которое в среднем совершает один пользователь каршеринга в месяц: в 2021 году оно выросло до 5 поездок с 4,6 в 2020-м.

Этот показатель вырос у трех из четырех крупнейших операторов. Небольшое снижение только у Яндекс. Драйва — на 6%, но клиенты этого сервиса все равно пользуются им не менее 5 раз в месяц в среднем. У Ситидрайва среднемесячное количество поездок на одного пользователя почти достигло 6.

Самую большую долю рынка по всей России по общему количеству поездок по-прежнему занимает Яндекс. Драйв — 43% в 2021 году (против 54% в 2020 году). На втором месте по популярности — Делимобиль с долей в 34% (в 2020 году его доля составляла 27%), третье место с долей в 12% у Ситидрайва (она выросла с 8% в 2020 году).

Траты клиентов крупнейших операторов в месяц выросли на 36%

Клиенты всех крупнейших каршерингов увеличили средние траты в месяц на поездки. В 2021 году в среднем в месяц пользователь Ситидрайва тратил 2458 ₽ — это самый большой оборот на клиента среди всех операторов. По сравнению с 2020 годом Ситидрайв увеличил этот показатель на 55%, что позволило ему опередить в 2021 году Яндекс. Драйв, клиенты которого в месяц в среднем тратили 2259 ₽ (против 1984 ₽ в 2020 году).

За год средний чек на каршеринг у россиян вырос на 23% — с 353 ₽ за поездку в 2020 году до 433 ₽ в 2021 году.

Больше всего за год средний чек вырос в сервисе BelkaCar — на 30% (с 362 до 469 ₽). Теперь у этого сервиса также и самый высокий средний чек среди крупнейших игроков. Яндекс. Драйв по размеру среднего чека занимает второе место — 440 ₽ в 2021 году, а рост год к году составил 20%.

Самый высокий средний чек на поездку — в Москве, Красноярске и Волгограде.

Самые активные пользователи каршеринга живут в Москве, Петербурге, Казани и Екатеринбурге

Аналитический проект Tinkoff Data исследовал, насколько активно жители городов-миллионников пользуются услугой каршеринга, и составил рейтинг.

Для этого среди всех клиентов с расходами на транспорт была выделена доля клиентов, оплачивающих каршеринг. В категорию трат на транспорт помимо каршеринга включены такси, городской и пригородный общественный транспорт, пользование парковками, гаражами и платными дорогами, топливо, услуги проката велосипедов и самокатов. Вовлеченность показывает, насколько услуга востребована жителями вне зависимости от того, представлены в городе операторы «большой четверки» каршеринга или на рынке работают только региональные компании.

По-прежнему жители большинства крупных городов довольно редко выбирают каршеринг: 2% и менее составляет доля клиентов каршерингов среди всех активных пользователей транспорта. Исключение составляют Москва и Санкт-Петербург, где этот показатель в 2021 году достиг 11% и 10% соответственно, а также Казань и Екатеринбург с долями на уровне 4% и 3%.
За год уровень использования каршеринга вырос в Санкт-Петербурге и Казани в среднем на 14%, в Екатеринбурге снизился на 4% (скорее всего, из-за ухода с рынка Ситидрайва в середине года), а в Москве практически не изменился. В этих городах в 2021 году было представлено как минимум два оператора «большой четверки» каршеринга.

Жители городов-миллионников пользуются каршерингом и в регионе постоянного проживания, и в поездках по России. Об этом свидетельствуют транзакции в пользу операторов, которые не представлены в регионе проживания пользователя.

Москва и Санкт-Петербург занимают больше половины всего рынка каршеринга в России

В Москве сервисы каршеринга пользуются поддержкой города. Для ездящих на каршеринге действует бесплатная парковка, а за четыре года правительство Москвы выделило компаниям 516,3 миллиона рублей на обновление автопарка. На Москву приходится 42% от всех поездок на каршеринге.

Санкт-Петербург после Москвы является вторым крупнейшим рынком по количеству поездок на каршеринге. На долю Санкт-Петербурга приходится 20% поездок по России в целом. В этих городах в 2020 и 2021 годах половина всех поездок на каршеринге приходилась на Яндекс. Драйв.

Москва и Санкт-Петербург в сумме занимают 62% российского рынка каршеринга по количеству поездок, Казань — 2%, Екатеринбург, Нижний Новгород и Новосибирск — по 1%. Оставшаяся треть распределена по другим городам, учитывая региональных операторов каршеринга.

В 2020 году в Казани весь каршеринг был представлен сервисом «Яндекс. Драйв», а в 2021 году в Казань вышел Делимобиль и по итогам года уже занял 38% рынка по количеству поездок.

В Екатеринбурге в 2021 году укрепил свои позиции Делимобиль. В 2021 году снизилась доля Ситидрайва, поскольку в середине года этот оператор ушел из Екатеринбурга. За 2021 год также упала доля регионального оператора URAмобиль (помимо Екатеринбурга представлен в Челябинске).

Самое большое региональное покрытие — у Делимобиля. Этот оператор присутствует в 9 городах-миллионниках, а также Краснодаре и Туле.

В 2021 году в Нижнем Новгороде и Самаре все поездки каршеринга приходились на сервис «Делимобиль». В Новосибирске на Делимобиль приходилось большинство поездок — 90%, и 50% в Ростове-на-Дону. Оставшиеся доли занимают региональные операторы — Cars7 в Новосибирске и Bi-bi.car в Ростове-на-Дону.

В Волгограде присутствуют только региональные операторы: половину рынка занимает оператор EasyDrive24, оставшуюся половину делят между собой операторы Bi-bi.car (32%) и Cars7 (22%).

В некоторых городах-миллионниках представлен только один оператор каршеринга:

  • в Воронеже — Carsmile;
  • Нижнем Новгороде и Самаре — Делимобиль;
  • Красноярске — Cars7;
  • Челябинске — URAмобиль;
  • Перми — Voronacar;
  • Уфе — MaturCar.

Отметим, что в январе 2022 года каршеринг MaturCar выставили на продажу. В марте 2022 года в Уфу планирует вновь запуститься каршеринг Делимобиль, который присутствовал в городе с осени 2017 года по май 2020 года.

В Москве самый большой автопарк в мире

На начало 2022 года услуга каршеринга представлена во всех городах-миллионниках и некоторых других — например, в Сочи и Туле. По данным операторов, общий автопарк «большой четверки» насчитывает свыше 46 тысяч машин. Из них на Москву приходится почти 30 тысяч автомобилей. Это самый большой автопарк среди мировых столиц. На втором месте — Токио (20,6 тысячи автомобилей), на третьем — Пекин (15,4 тысячи автомобилей).

По итогам 2021 года больше всего автомобилей среди российских операторов у Делимобиля (19 тысяч). У Яндекс. Драйва 16 тысяч автомобилей, у Ситидрайва — более 6 тысяч, у BelkaCar — 5,5 тысяч авто. Из этого количества машин, по данным ресурса Московский транспорт, на рынок Москвы у BelkaCar приходится почти 80% автопарка, у Делимобиля и Яндекс. Драйва — по 60%, у Ситидрайва — 50%. По данным Департамента транспорта Москвы, в 2021 году в столице 4,3 тысячи старых автомобилей (более 3 лет использования) заменили на 8,5 тысяч новых: 4 тысячи автомобилей Делимобиля, 3 тысячи — Ситидрайва, 1 тысячу — BelkaCar.

Экосистема Тинькофф
Тинькофф — финансовая онлайн-экосистема, объединяющая полный спектр финансовых услуг для частных лиц и бизнеса. Особое внимание Тинькофф уделяет развитию лайфстайл-банкинга: экосистема дает клиентам возможность анализировать и пла...
Показать больше

Похожие новости