Москва, Россия — 29 сентября 2022 г.
Аналитический проект Tinkoff Data
совместно с Тинькофф Бизнесом провел исследование* рынка фастфуда в России в
Основные выводы
«Вкусно — и точка» возвращает долю рынка
Аналитики Tinkoff Data исследовали транзакции в самых популярных сетях фастфуда: Burger King, KFC, McDonald’s и «Вкусно — и точка».
В марте McDonald’s объявил о приостановке работы ресторанов, а 16 мая — об уходе с российского рынка. С этого времени траты в заведениях сети снизились, а доля бренда от общего количества трат в ресторанах всех популярных сетей упала с 54 до 2%. Оставшиеся 2% — это рестораны, которые работают по уникальным условиям франшизы до 2023 года. После ухода McDonald’s с рынка к августу 2022 доли сетей Burger King и KFC перераспределились: 22% трат приходится на Burger King и 32% — на KFC. С открытием ресторанов под новым брендом «Вкусно — и точка» сеть постепенно возвращается к прошлым позициям McDonald’s. К августу 2022 года доля суммарных трат в сети выросла до 44% — но при этом не все рестораны «Вкусно — и точка», которые раньше функционировали под вывеской McDonald’s, начали свою работу.
Объявление о закрытии McDonald’s вызвало ажиотаж: с марта по апрель 2022 года среднее количество посещений ресторанов в месяц выросло на 10%. Спрос вырос и на другие сети фастфуда — в Burger King и KFC количество походов в эти же месяцы выросло на 5%. А с приходом на рынок «Вкусно — и точка» в августе 2022 года среднее количество посещений ресторанов сети в месяц вышло на уровень февральских показателей McDonald’s.
До марта 2022 года среди
В остальных
После запуска в июне 2022 года сети «Вкусно — и точка» пока не удалось занять большую долю рынка во всех
Город | Лидер по тратам до марта 2022 | Лидер по тратам в августе 2022 |
Волгоград | McDonald’s | «Вкусно — и точка» |
Воронеж | McDonald’s | «Вкусно — и точка» |
Екатеринбург | McDonald’s | KFC |
Казань | McDonald’s | «Вкусно — и точка» |
Краснодар | McDonald’s | KFC |
Красноярск | KFC | KFC |
Москва | McDonald’s | «Вкусно — и точка» |
Нижний Новгород | McDonald’s | «Вкусно — и точка» |
Новосибирск | KFC | KFC |
Омск | KFC | KFC |
Пермь | McDonald’s | KFC |
Ростов-на-Дону | McDonald’s | «Вкусно — и точка» |
Самара | McDonald’s | «Вкусно — и точка» |
Санкт-Петербург | McDonald’s | «Вкусно — и точка» |
Уфа | McDonald’s | KFC |
Челябинск | McDonald’s | KFC |
Посетить Burger King обходится дороже, чем остальные сети фастфуда
Средний чек на фастфуд за год вырос на 13% и составил 448 ₽ в августе 2022 года.
Burger King — лидер по величине среднего чека среди остальных сетей — в августе 2022 года поесть в ресторане в среднем стоило 424 ₽. А по сравнению с августом 2021 года средний чек вырос на 10%. В KFC средний чек составил 399 ₽, а во «Вкусно — и точка» — 385 ₽.
Среди крупных городов дороже всего поесть фастфуда оказалось в Москве — средний чек составил 576 ₽. В
Меньше всего на посещение фастфудов тратили воронежцы — средний чек составил 389 ₽. Одна из причин низкого среднего чека — крупные локальные сети. Помимо федеральных брендов в Воронеже популярны сети «Русский аппетит» и «Робин Сдобин», где в среднем поесть дешевле, чем в заведениях федеральных брендов.
Россияне реже посещают рестораны, но остались верны фастфуду
Россияне стали реже посещать рестораны: в августе 2022 года число транзакций и траты в них снизились на 26% по сравнению с годом ранее. При этом количество посещений заведений фастфуда в августе в годовом сравнении почти не изменилось, а траты выросли на 9%.
Александр Сысоев, ресторатор, предприниматель и
«Гости ресторанов стали внимательнее относиться к выбору блюд: видна тенденция на сокращение глубины чека — если раньше люди брали много блюд в стол, то сейчас некоторые гости стали заказывать ровно то, что они сами хотят. Или, как вариант, выбирать блюда чуть подешевле.
Тем не менее, нельзя сказать, что интерес бизнеса в целом к фастфуду вырос: те, кто занимался созданием премиальных проектов, так и останется в этой нише. Рестораторы, оперировавшие в сегменте фастфуда всегда вели агрессивную экспансию. Расстраивает другое: в фастфуд пошли новички, которые думают, что там золотое дно, но не понимают, что сети фастфудов — очень сложный низкомаржинальный бизнес. Часто они терпят неудачу, мы уже видим закрытия относительно новых брендов».
В некоторых городах России посещаемость фастфуда даже выросла. В Челябинске,
При этом суммарные траты в заведениях фастфуда выросли во всех
Несмотря на то что россияне стали ходить в рестораны реже, количество позиций в заказах за год не изменилось —
Чаще всего россияне посещают рестораны и заведения фастфуда в выходные дни — пик приходится на субботу. Начиная с воскресенья посещаемость фастфудов падает.
Чаще всего россияне посещают рестораны и фастфуд во второй половине дня. На вечернее время с 17:00 до 21:00 приходится треть транзакций — 33%.
*Исследование основано на обезличенных данных 25 млн розничных клиентов Тинькофф в заведениях фастфуда, эквайринга и оборотов
клиентов Тинькофф Бизнеса из сферы общественного питания за период
Посмотреть подробную статистику спроса, трат и средних чеков на фастфуд в
Похожие новости