Исследование Тинькофф: сколько россияне тратят на фастфуд и как часто его покупают

Москва, Россия — 29 сентября 2022 г.
Аналитический проект Tinkoff Data совместно с Тинькофф Бизнесом провел исследование* рынка фастфуда в России в 2021—2022 гг.

Основные выводы

  • В августе 2022 года среднемесячное число посещений ресторанов сети «Вкусно — и точка» сравнялось с февральскими показателями McDonald’s.
  • По совокупным тратам россиян «Вкусно — и точка» в августе 2022 года заняла лидирующую позицию среди популярных сетей фастфуда.
  • В августе 2022 года самый дорогой средний чек среди крупнейших сетей фастфуда оказался в Burger King — 426 ₽.
  • Из городов-миллионников дороже всего посетить фастфуд в Москве — средний чек составляет 576 ₽. Дешевле всего поесть обходится воронежцам — средний чек 389 ₽.
  • За год средний чек в сетях фастфуда вырос на 13% и составил 448 ₽, тогда как в ресторанах средний чек — составляет 891 ₽
  • Спрос на фастфуд сохранился близко к уровню 2021 года, а траты на него выросли на 9%, хотя при этом россияне стали реже посещать и меньше тратить в ресторанах и кафе.

«Вкусно — и точка» возвращает долю рынка

Аналитики Tinkoff Data исследовали транзакции в самых популярных сетях фастфуда: Burger King, KFC, McDonald’s и «Вкусно — и точка».

В марте McDonald’s объявил о приостановке работы ресторанов, а 16 мая — об уходе с российского рынка. С этого времени траты в заведениях сети снизились, а доля бренда от общего количества трат в ресторанах всех популярных сетей упала с 54 до 2%. Оставшиеся 2% — это рестораны, которые работают по уникальным условиям франшизы до 2023 года. После ухода McDonald’s с рынка к августу 2022 доли сетей Burger King и KFC перераспределились: 22% трат приходится на Burger King и 32% — на KFC. С открытием ресторанов под новым брендом «Вкусно — и точка» сеть постепенно возвращается к прошлым позициям McDonald’s. К августу 2022 года доля суммарных трат в сети выросла до 44% — но при этом не все рестораны «Вкусно — и точка», которые раньше функционировали под вывеской McDonald’s, начали свою работу.

Объявление о закрытии McDonald’s вызвало ажиотаж: с марта по апрель 2022 года среднее количество посещений ресторанов в месяц выросло на 10%. Спрос вырос и на другие сети фастфуда — в Burger King и KFC количество походов в эти же месяцы выросло на 5%. А с приходом на рынок «Вкусно — и точка» в августе 2022 года среднее количество посещений ресторанов сети в месяц вышло на уровень февральских показателей McDonald’s.

До марта 2022 года среди городов-миллионников только в Красноярске, Новосибирске и Омске сеть KFC занимала лидирующие позиции по тратам: 62% от трат во всех исследуемых заведениях фастфуда.
В остальных городах-миллионниках большую долю по тратам занимал McDonald’s — 58%.

После запуска в июне 2022 года сети «Вкусно — и точка» пока не удалось занять большую долю рынка во всех городах-миллионниках и вернуться на уровень февральских показателей McDonald’s. Это объясняется тем, что заведения сети открываются постепенно, и в городах до сих пор есть пока не открывшиеся рестораны сети «Вкусно — и точка».


Город Лидер по тратам до марта 2022 Лидер по тратам в августе 2022
Волгоград McDonald’s «Вкусно — и точка»
Воронеж McDonald’s «Вкусно — и точка»
Екатеринбург McDonald’s KFC
Казань McDonald’s «Вкусно — и точка»
Краснодар McDonald’s KFC
Красноярск KFC KFC
Москва McDonald’s «Вкусно — и точка»
Нижний Новгород McDonald’s «Вкусно — и точка»
Новосибирск KFC KFC
Омск KFC KFC
Пермь McDonald’s KFC
Ростов-на-Дону McDonald’s «Вкусно — и точка»
Самара McDonald’s «Вкусно — и точка»
Санкт-Петербург McDonald’s «Вкусно — и точка»
Уфа McDonald’s KFC
Челябинск McDonald’s KFC

Посетить Burger King обходится дороже, чем остальные сети фастфуда

Средний чек на фастфуд за год вырос на 13% и составил 448 ₽ в августе 2022 года.

Burger King — лидер по величине среднего чека среди остальных сетей — в августе 2022 года поесть в ресторане в среднем стоило 424 ₽. А по сравнению с августом 2021 года средний чек вырос на 10%. В KFC средний чек составил 399 ₽, а во «Вкусно — и точка» — 385 ₽.

Среди крупных городов дороже всего поесть фастфуда оказалось в Москве — средний чек составил 576 ₽. В топ-3 также вошли Санкт-Петербург — 530 ₽ — и Новосибирск — 499 ₽.

Меньше всего на посещение фастфудов тратили воронежцы — средний чек составил 389 ₽. Одна из причин низкого среднего чека — крупные локальные сети. Помимо федеральных брендов в Воронеже популярны сети «Русский аппетит» и «Робин Сдобин», где в среднем поесть дешевле, чем в заведениях федеральных брендов.

Россияне реже посещают рестораны, но остались верны фастфуду

Россияне стали реже посещать рестораны: в августе 2022 года число транзакций и траты в них снизились на 26% по сравнению с годом ранее. При этом количество посещений заведений фастфуда в августе в годовом сравнении почти не изменилось, а траты выросли на 9%.

Александр Сысоев, ресторатор, предприниматель и бизнес-ангел

«Гости ресторанов стали внимательнее относиться к выбору блюд: видна тенденция на сокращение глубины чека — если раньше люди брали много блюд в стол, то сейчас некоторые гости стали заказывать ровно то, что они сами хотят. Или, как вариант, выбирать блюда чуть подешевле.

Тем не менее, нельзя сказать, что интерес бизнеса в целом к фастфуду вырос: те, кто занимался созданием премиальных проектов, так и останется в этой нише. Рестораторы, оперировавшие в сегменте фастфуда всегда вели агрессивную экспансию. Расстраивает другое: в фастфуд пошли новички, которые думают, что там золотое дно, но не понимают, что сети фастфудов — очень сложный низкомаржинальный бизнес. Часто они терпят неудачу, мы уже видим закрытия относительно новых брендов».

В некоторых городах России посещаемость фастфуда даже выросла. В Челябинске, Ростове-на-Дону, Перми, Уфе, Краснодаре, Воронеже, Волгограде и Екатеринбурге количество транзакций в среднем увеличилось на 6%.

При этом суммарные траты в заведениях фастфуда выросли во всех городах-миллионниках.

Несмотря на то что россияне стали ходить в рестораны реже, количество позиций в заказах за год не изменилось — по-прежнему 4–5 позиций из меню. Средний чек также не изменился и составил 891 ₽ (878 ₽ в августе 2021 года).

Чаще всего россияне посещают рестораны и заведения фастфуда в выходные дни — пик приходится на субботу. Начиная с воскресенья посещаемость фастфудов падает.

Чаще всего россияне посещают рестораны и фастфуд во второй половине дня. На вечернее время с 17:00 до 21:00 приходится треть транзакций — 33%.

*Исследование основано на обезличенных данных 25 млн розничных клиентов Тинькофф в заведениях фастфуда, эквайринга и оборотов клиентов Тинькофф Бизнеса из сферы общественного питания за период 2021—2022 гг. Категория заведений определялась по МСС-кодам. В отдельных случаях код, соответствующий категории «фастфуд», выбирают рестораны более высокого класса, однако это единичные случаи, не влияющие на статистику по стране в целом.

Посмотреть подробную статистику спроса, трат и средних чеков на фастфуд в городах-миллионниках можно по ссылке.

Экосистема Тинькофф
Тинькофф — финансовая онлайн-экосистема, объединяющая полный спектр финансовых услуг для частных лиц и бизнеса. Особое внимание Тинькофф уделяет развитию лайфстайл-банкинга: экосистема дает клиентам возможность анализировать и пла...
Показать больше

Похожие новости