Исследование Тинькофф и Ozon: за год количество самозанятых продавцов на маркетплейсах выросло в 3 раза

Москва, Россия — 25 мая 2023 года
Сервис регистрации самозанятости Тинькофф в рамках аналитического проекта Tinkoff Data совместно с Ozon провели исследование активности самозанятых физлиц, продающих на маркетплейсах.

Основные выводы

  • Количество самозанятых продавцов на маркетплейсах за год выросло в 3 раза
  • Wildberries — самая популярная площадка: на ней продают товары больше 70% самозанятых продавцов
  • Наибольший прирост по числу новых продавцов за первый квартал 2023 года у Ozon — 42%
  • В среднем самозанятый продавец за счет торговли на маркетплейсе зарабатывает 43 600 ₽ в месяц.

Как считали

В исследовании анализировались транзакции клиентов Тинькофф, которые оформлены как самозанятые продавцы на маркетплейсах. Статус самозанятого определялся по базе ФНС или факту регистрации самозанятости через сервис Тинькофф, а факт торговли самозанятого на маркетплейсе — по пополнениям на дебетовую карту клиента с одной или нескольких площадок в период с первого квартала 2021 по первый квартал 2023 года.

В данных Ozon учитывались продавцы, которые зарегистрированы на площадке как самозанятые и сделали больше одной продажи за выбранный период. На конец 2022 года более 14 тысяч активных самозанятых продавцов вели продажу на маркетплейсе.

Самозанятых продавцов на маркетплейсах становится больше

По данным Tinkoff Data, количество самозанятых продавцов на маркетплейсах стабильно растет. В четвертом квартале 2022 года по отношению к предыдущему кварталу рост составил 47%. В первом квартале 2023 года число самозанятых продавцов уменьшилось на 11%. Это связано со снижением деловой активности после высокого сезона и изменением условий некоторых площадок для новых продавцов. При этом в абсолютном значении число самозанятых на маркетплейсах за год выросло в 3,2 раза.

С 1 квартала 2022 года по 1 квартал 2023 года число самозанятых на маркетплейсах выросло в три раза.

Причины популярности маркетплейсов среди самозанятых продавцов — упрощенная регистрация самозанятости по сравнению с ИП, дополнительный доход к основному заработку и масштабирование бизнеса за счет онлайн-продаж товаров и услуг. При этом большинство крупных маркетплейсов поддерживают работу с самозанятыми. Исключение составляют Lamoda и СберМегаМаркет.

По данным Тинькофф, за последние два года неизменным лидером по доле самозанятых продавцов остается Wildberries. В первом квартале 2023 года торговлю на площадке вели 74% продавцов против 83% в первом квартале 2021 года. Самозанятые продавцы на Ozon начали реализовывать свой товар с сентября 2021 года. С этой даты по декабрь 2022 года доля самозанятых продавцов на маркетплейсе выросла до 24%.

В расчете долей площадок учитывались только активные продавцы. Продавец считается активным, если он получал выплаты от маркетплейса в квартале.

В первом квартале 2023 года практически у всех маркетплейсов наблюдается снижение количества самозанятых продавцов по сравнению с четвертым кварталом 2022 года. Исключение составляет Ozon — количество продавцов за указанный период там выросло на 42%.

Ульяна Матюшенкова, руководитель направления самозанятости в Тинькофф:

«Самозанятость — хороший способ попробовать себя в онлайн-бизнесе, если производишь что-то своими руками без найма сотрудников. В Тинькофф количество самозанятых клиентов за последний год увеличилось в 2 раза — во многом благодаря упрощенной регистрации: все можно сделать за 5 минут онлайн прямо в приложении Тинькофф».

Яна Жук, руководитель направления по привлечению ключевых партнеров в Ozon:

«Мы уделяем особое внимание привлечению и развитию предпринимателей, которые представляют малый и средний бизнес. Среди них самозанятые — один из самых новых и быстрорастущих сегментов. Для них маркетплейс часто становится самым простым и доступным способом попробовать свои силы в электронной коммерции. Мы, в свою очередь, создаем самозанятым все условия для роста их небольшого бизнеса и их становления как активных предпринимателей».

По данным Ozon количество самозанятых продавцов за год выросло в 10 раз, а общий объем оборота товаров (GMV) — почти в 19 раз.

Самозанятые продавцы зарабатывают в среднем 43 600 ₽ на маркетплейсах

В Tinkoff Data проанализировали, сколько в среднем зарабатывает самозанятый продавец на маркетплейсах. Среднемесячный доход рассчитывался за период с января 2022 по март 2023 года и составил 43 645 ₽. В преддверии новогодних праздников возрастает покупательская активность, что приводит к росту продаж на маркетплейсах. В марте 2023 года среднемесячный заработок продавца достиг максимального значения и составил 51 222 ₽.

В Тинькофф выяснили, что самозанятые продавцы на маркетплейсах зарабатывают больше, чем другие самозанятые в сегментах «Красота» (на 50%), «Животные» (на 15%), «Торговля самостоятельно произведенным товаром» и «Одежда» (на 8%).

Продавцы самостоятельно произведенных товаров, не торгующие на маркетплейсах, зарабатывают в среднем 40 129 рублей. Однако средний доход самозанятых продавцов на маркетплейсах — 43 645 рублей. Это означает, что самозанятый может увеличить свои продажи, если дополнительно будет продавать на маркетплейсах.

Илья Кретов, директор Tinkoff eCommerce:

«Любому онлайн-бизнесу стоит искать аудиторию на всех возможных площадках — и самозанятые тоже стремятся следовать этому правилу. По данным нашего сервиса аналитики продаж „Тинькофф Селлер“, 12% от всех пользователей, ведущих бизнес на нескольких маркетплейсах одновременно, — самозанятые».

При этом минимум для 15% самозанятых продавцов торговля на маркетплейсе — дополнительный источник дохода помимо основной работы.

По данным аналитиков Ozon, дом и сад — самая популярная категория для самозанятых. Почти треть продавцов предоставляют ассортимент в данной категории.

В этой же категории самые высокие обороты — 30% от всего оборота самозанятых продавцов.

Продавцы Ozon совершают в среднем 23 продажи в месяц

По данным аналитиков Ozon, в 2022 году больше всего продаж у самозанятых продавцов было в декабре: в среднем продавцы совершили 47 продаж товаров. За весь 2022 год самозанятые продавцы совершали в среднем 27 продаж в месяц.

Узнавайте первыми о наших новых исследованиях и других материалах для бизнеса

Tinkoff Data ― аналитический проект Тинькофф, который учитывает данные о финансовых операциях в онлайне и офлайне более 22 млн клиентов экосистемы во всех регионах России, а также данные опросов, экспертных интервью, анализа открытых данных и прогнозов сервиса аналитики и прогнозирования на основе искусственного интеллекта ETNA.

Телеграм-канал Tinkoff Data — официальный канал Тинькофф о данных. Исследования, продуктовые кейсы, эксперименты. Подпишитесь, чтобы первыми узнавать о новых исследованиях.

Экосистема Тинькофф
Тинькофф — финансовая онлайн-экосистема, объединяющая полный спектр финансовых услуг для частных лиц и бизнеса. Особое внимание Тинькофф уделяет развитию лайфстайл-банкинга: экосистема дает клиентам возможность анализировать и пла...
Показать больше

Похожие новости