Москва, Россия — 23 апреля 2021 г.
Аналитический проект
Tinkoff Data выяснил,
как изменились потребительские приоритеты, привычки и траты россиян спустя год после начала пандемии и самоизоляции.
Исследование проводилось в виде опроса, в котором приняло участие более 7 тысяч человек.
Основные выводы:
Более 30% опрошенных утверждают, что с начала пандемии стали тратить больше, 23% респондентов тратят меньше и стремятся откладывать деньги. У 25% россиян расходы не изменились. Около 19% рассказали, что тратят столько же, как и год назад, но изменились статьи расходов.
По данным Тинькофф Индекса, в первом квартале 2021 года в среднем расходы россиян выросли на 18% за год.
Расходы россиян увеличиваются, в том числе в связи с ростом цен. В среднем цены на продукты, входящие в потребительскую корзину, выросли на 16% (февраль 2021 к февралю 2020 года, согласно данным Росстата). Больше всего подорожал сахар (+60%) — россияне активно запасались им накануне и во время самоизоляции. Более чем на 40% выросла цена картофеля и моркови, на 30% подорожали яйца.
Стоимость продуктовой потребительской корзины, то есть минимального набора продуктов питания, выросла на 12% (по данным Росстата). При этом размер прожиточного минимума, который определяется как две цены минимального набора продуктов питания на месяц, по данным Росстата, в среднем по России с прошлого года вырос лишь на 7,5%.
Почти 50% респондентов
Как показал опрос, больше половины респондентов сохранили привычку покупать в онлайне, которая появилась во время самоизоляции. Только 6% опрошенных ответили, что устали от онлайна и стремятся покупать в обычных магазинах.
Это подтверждает и Тинькофф Индекс: доля
Несмотря на рост потребительской активности, почти 70% россиян пока не готовы к крупным тратам: на технику, автомобиль, недвижимость.
Как тратят россияне спустя год после начала пандемии
В 2021 году на товары для дома и ремонта, как и на образование, россияне тратят на 58 и 35% больше, чем в 2020 году (рост по сравнению с допандемийным 2019 годом — на 165 и 62% соответственно).
Траты на образование заняли первое место по росту расходов россиян (в сравнении как с 2020, так и с 2019 годом).
Наибольшим спросом пользуется изучение иностранных языков: более половины расходов на образование приходится на языковые курсы, причем
около 45% из них заказывают в SkyEng. Также популярно обучение ИТ и
Продолжают расти траты россиян на фастфуд: на 29% больше потратили россияне в первом квартале 2021 года по сравнению с 2020 годом (+60% по сравнению с 2019 годом).
Также превысили допандемийные показатели государственные сборы — налоги, пошлины, штрафы, траты на цветы, медицину, транспорт и автоуслуги, товары для животных и услуги связи.
Траты на продукты в супермаркетах выросли на 20% год к году и на 37% к первому кварталу 2019 года.
В начале 2021 года россияне потратили на одежду, обувь и услуги салонов красоты на 28 и 20% больше, чем в первом квартале 2020 года (+30% к 2019 году). Спортивные товары оказались на 30% более востребованы, чем в начале 2020 года, и на 8%, чем в 2019 году.
Несмотря на рост спроса на внутренний туризм и открытие некоторых стран для путешествий, пока траты на туры, отели, авиа-
и
Еще больше сократился разрыв в
Более 8% респондентов потратили деньги на одежду или реализовали отложенный спрос на крупные покупки — автомобиль, недвижимость, технику, 11% после снятия ограничений решили откладывать средства, и почти половина (45%) опрошенных ответили, что их траты не изменились.
Россияне меньше, чем до пандемии, тратят в ресторанах, сократили покупки предметов искусства и сувениров, не вернулись в полном объеме к посещению кинотеатров.
При этом траты на развлечения, наоборот, превысили допандемийные показатели: на выставки, театры, музеи и другой досуг в этом году россияне тратят на 30% больше, чем в 2019 году, и на 4% больше, чем в начале 2020 года.
Траты россиян до пандемии и в год начала пандемии
О Tinkoff Data
Аналитический проект экосистемы Тинькофф, который отслеживает изменение трендов в российской сфере потребления
и
Похожие новости