Исследование Tinkoff Data: как россияне изменили потребление за год пандемии

Москва, Россия — 23 апреля 2021 г.
Аналитический проект Tinkoff Data выяснил, как изменились потребительские приоритеты, привычки и траты россиян спустя год после начала пандемии и самоизоляции.

Исследование проводилось в виде опроса, в котором приняло участие более 7 тысяч человек.

Основные выводы:

  • Около 50% респондентов признались, что пересмотрели свои потребительские приоритеты из-за пандемии: 25% человек покупают реже и стали больше следить за скидками, 20% тоже уменьшили частоту покупок, но делают ставку на качество товаров;
  • 56% опрошенных после самоизоляции сохранили привычку покупать в онлайне;
  • 40% респондентов верят, что их траты на путешествия вернутся на допандемийный уровень не раньше чем через год;
  • Почти 70% опрошенных отложили крупные покупки «до лучших времен»;
  • Согласно Тинькофф Индексу, расходы в первом квартале 2021 года выросли на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Более 30% опрошенных утверждают, что с начала пандемии стали тратить больше, 23% респондентов тратят меньше и стремятся откладывать деньги. У 25% россиян расходы не изменились. Около 19% рассказали, что тратят столько же, как и год назад, но изменились статьи расходов.

По данным Тинькофф Индекса, в первом квартале 2021 года в среднем расходы россиян выросли на 18% за год.

Расходы россиян увеличиваются, в том числе в связи с ростом цен. В среднем цены на продукты, входящие в потребительскую корзину, выросли на 16% (февраль 2021 к февралю 2020 года, согласно данным Росстата). Больше всего подорожал сахар (+60%) — россияне активно запасались им накануне и во время самоизоляции. Более чем на 40% выросла цена картофеля и моркови, на 30% подорожали яйца.

Стоимость продуктовой потребительской корзины, то есть минимального набора продуктов питания, выросла на 12% (по данным Росстата). При этом размер прожиточного минимума, который определяется как две цены минимального набора продуктов питания на месяц, по данным Росстата, в среднем по России с прошлого года вырос лишь на 7,5%.

Почти 50% респондентов из-за пандемии пересмотрели свои потребительские приоритеты: 25% ответили, что стали реже покупать и следят за скидками, 20% покупают реже, но делают ставку на качество товаров.

Как показал опрос, больше половины респондентов сохранили привычку покупать в онлайне, которая появилась во время самоизоляции. Только 6% опрошенных ответили, что устали от онлайна и стремятся покупать в обычных магазинах.

Это подтверждает и Тинькофф Индекс: доля онлайн-платежей в покупках россиян спустя год после начала пандемии не вернулась к прежним значениям. Часть потребителей продолжает соблюдать социальную дистанцию и не хочет возвращаться к прежнему объему покупок в офлайне: трафик в торговых центрах до сих пор невысокий. При этом потребительская активность растет, ритейлеры активно развивают онлайн-продажи, в связи с чем интерес к онлайну у россиян сохраняется.

Несмотря на рост потребительской активности, почти 70% россиян пока не готовы к крупным тратам: на технику, автомобиль, недвижимость.

Как тратят россияне спустя год после начала пандемии

В 2021 году на товары для дома и ремонта, как и на образование, россияне тратят на 58 и 35% больше, чем в 2020 году (рост по сравнению с допандемийным 2019 годом — на 165 и 62% соответственно).

Траты на образование заняли первое место по росту расходов россиян (в сравнении как с 2020, так и с 2019 годом). Наибольшим спросом пользуется изучение иностранных языков: более половины расходов на образование приходится на языковые курсы, причем около 45% из них заказывают в SkyEng. Также популярно обучение ИТ и диджитал-профессиям. Чуть меньше спрос на управленческие навыки и спортивные курсы.

Продолжают расти траты россиян на фастфуд: на 29% больше потратили россияне в первом квартале 2021 года по сравнению с 2020 годом (+60% по сравнению с 2019 годом).

Также превысили допандемийные показатели государственные сборы — налоги, пошлины, штрафы, траты на цветы, медицину, транспорт и автоуслуги, товары для животных и услуги связи.

Траты на продукты в супермаркетах выросли на 20% год к году и на 37% к первому кварталу 2019 года.

В начале 2021 года россияне потратили на одежду, обувь и услуги салонов красоты на 28 и 20% больше, чем в первом квартале 2020 года (+30% к 2019 году). Спортивные товары оказались на 30% более востребованы, чем в начале 2020 года, и на 8%, чем в 2019 году.

Несмотря на рост спроса на внутренний туризм и открытие некоторых стран для путешествий, пока траты на туры, отели, авиа- и ж/д билеты не достигли уровня 2019 года. Однако разница сокращается: например, в 2020 году по сравнению с 2019 годом разница трат на отели составляла более 40%, в 2021 году она снизилась до 20%.

Еще больше сократился разрыв в ж/д билетах и пакетных турах по сравнению с допандемийными показателями. По данным опроса, 17% клиентов после снятия ограничений в первую очередь потратили деньги на путешествия.

Более 8% респондентов потратили деньги на одежду или реализовали отложенный спрос на крупные покупки — автомобиль, недвижимость, технику, 11% после снятия ограничений решили откладывать средства, и почти половина (45%) опрошенных ответили, что их траты не изменились.

Россияне меньше, чем до пандемии, тратят в ресторанах, сократили покупки предметов искусства и сувениров, не вернулись в полном объеме к посещению кинотеатров.

При этом траты на развлечения, наоборот, превысили допандемийные показатели: на выставки, театры, музеи и другой досуг в этом году россияне тратят на 30% больше, чем в 2019 году, и на 4% больше, чем в начале 2020 года.

Траты россиян до пандемии и в год начала пандемии

О Tinkoff Data

Аналитический проект экосистемы Тинькофф, который отслеживает изменение трендов в российской сфере потребления и бизнес-среде. Tinkoff Data изучает потребительскую и бизнес-активность на основе Тинькофф Индекса — учитывает объем и разнообразие трат более 13 млн розничных клиентов и оборотов более 600 тысяч компаний, — чековой аналитики и опросов пользователей экосистемы, бронирований Тинькофф Путешествий, данных мобильного оператора Тинькофф Мобайл и других направлений.

Экосистема Тинькофф
Тинькофф — финансовая онлайн-экосистема, объединяющая полный спектр финансовых услуг для частных лиц и бизнеса. Особое внимание Тинькофф уделяет развитию лайфстайл-банкинга: экосистема дает клиентам возможность анализировать и пла...
Показать больше

Похожие новости