Исследование Тинькофф: обороты малого и среднего бизнеса снизились за время самоизоляции на 21%

Москва, Россия — 21 апреля 2020 г.
Тинькофф Бизнес исследовал уровень падения оборотов малого и среднего бизнеса за 3 недели самоизоляции в России и выяснил, какие сферы предпринимательства пострадали больше всего, а какие, наоборот, увеличили выручку на фоне кризиса.

В рамках исследования были проанализированы изменения оборотов более 500 тысяч компаний — клиентов Тинькофф Бизнеса — за время самоизоляции населения с 30 марта по 19 апреля.

Основные выводы:

  • Оборот в малом и среднем бизнесе за три недели снизился на 21%;
  • Самое сильное падение было зафиксировано на первой неделе — на 28%. После этого бизнес смог частично адаптироваться и немного отыграть падение на 2-й и 3-й неделях самоизоляции;
  • Больше всего пострадали турагентства, салоны красоты, компании из сфер развлечений, спорта и организации мероприятий;
  • Грузоперевозки, онлайн-образование, розничная торговля продуктами и e-commerce — в этих сегментах бизнес, наоборот, нарастил обороты.

Обороты малого и среднего бизнеса за первую неделю самоизоляции снизились на 28% по сравнению со средним еженедельным показателем в феврале и марте 2020 г. На второй и третьей неделях бизнес смог немного адаптироваться к ситуации и немного отыграть снижение. В итоге по сравнению со средним еженедельным оборотом бизнеса в феврале и марте падение на второй неделе составило 19%, на третьей — 16%.

В целом обороты малого и среднего бизнеса за три недели с момента начала самоизоляции в стране упали на 21%.

При этом в Москве и области в первую неделю самоизоляции сокращение оборотов было меньше, чем в регионах — на 18% и 21% соответственно. Но на третьей неделе самоизоляции регионы показали лучший результат — там обороты подросли на 17% (по отношению к первой неделе), в Москве и области — на 13%, что объясняется более жесткими ограничительными мерами в столичном регионе.

Топ-10 сфер бизнеса с максимальным падением оборотов

  • Туристические компании. Общий оборот снизился на 78%. Падение началось с 16 марта и сразу составило 65% относительно обычных показателей.

  • Салоны, сауны, массажи. Снижение составило 66%. На третьей неделе обороты упали на 19% по сравнению с первой неделей самоизоляции.

  • Развлечения, культура, спорт. Обороты упали на 64%. Сокращение деловой активности здесь началось раньше чем в других — в середине марта. На второй неделе был небольшой рост (+19% к первой неделе), но дальше падение продолжилось.

  • Выставки и мероприятия. Сокращение оборотов составило 64%. В этом сегменте падение оборотов началось еще в конце февраля, в марте усилилось, а в апреле достигло максимума.

  • Розничная торговля одеждой. В этом сегменте общее сокращение составило 63%. Первая нерабочая неделя была самой критичной: падение составило 49%. На третьей неделе произошло небольшое оживление в пределах 10%.

  • Стоматология. Падение оборотов за время самоизоляции составило 55%.

  • Кафе и рестораны. В общепите обороты упали за три недели на 53%. На второй неделе падение усилилось, достигнув 57% (по сравнению с обычными значениями). Третья неделя показала небольшой прирост за счет того, что кафе и рестораны переключились на доставку еды на дом.
    В Москве и Московской области падение было более драматичным, чем в регионах — оборот первой недели самоизоляции снизился на 60%, а на второй неделе упал еще на 26%.

  • Пассажирские перевозки, в т. ч. такси. Падение оборотов в сегменте пассажирских перевозок составило 48%. Заметное падение произошло на первой нерабочей неделе (51%), на второй неделе зафиксирован небольшой прирост (+10%).

  • Розничная торговля электроникой. Общее падение составило 41%. На второй неделе был зафиксирован небольшой прирост на 7%, который продолжился и на третьей неделе. В этом сегменте во второй половине марта еженедельный оборот увеличился на 15–20%. В период массового перехода на удаленную работу и экономической неопределенности вырос спрос на компьютерную и бытовую технику.

  • Ремонт и продажа автомобилей. Обороты в среднем упали на 34%, но на второй и третьей неделях отрасль сумела немного оживиться и отыграла треть падения первой недели.

Топ-10 сфер бизнеса в плюсе или с минимальными потерями за время самоизоляции

  • Грузовые автоперевозки. Этот сегмент чувствует себя лучше всех на фоне падения деловой активности — обороты по итогам трех недель выросли на 9%.

  • Образовательные услуги, в т. ч. профессиональное онлайн и офлайн образование. Обороты в этом сегменте продемонстрировали незначительный прирост на 4%. На первой неделе обороты снизились на 14%, но уже на второй неделе начали активно расти, когда оказавшиеся в самоизоляции люди начали приобретать курсы.

  • E-commerce. Обороты в онлайн-торговле выросли за три недели на 2%. В первую неделю они упали на 12%, но на уже на второй неделе вернулись на обычный уровень, а на третьей неделе полностью отыграли падение и вышли в небольшой плюс.

  • Розничная торговля продуктами. Этот сегмент вырос на 2%. На первой нерабочей неделе падение оборотов в супермаркетах и магазинах у дома было более заметным и составило 6% к обычному показателю. На второй неделе общее падение составило 11%. Однако третья неделя отыграла падение предыдущих недель.

  • Дополнительное образование (спортивные тренировки, в т. ч. онлайн, языковые тренинги и курсы, искусствоведческие курсы и т. д.). В этом сегменте обороты снизились незначительно — всего на 3%. На первой неделе самоизоляции обороты выросли на 5%, но на второй неделе упали на 14% к обычным значениям и на 10% к первой неделе изоляции. Это связано с повышенным интересом к дистанционному обучению в первую неделю: клиенты более активно покупали курсы преимущественно в самом начале самоизоляции.

  • Оптовая торговля продуктами. Общее падение оборотов в сегменте составляет 4%. Ситуация в марте и первой половине апреля зеркально отражает ситуацию в рознице: сначала прирост на закупки в конце марта, далее падение в апреле — на 8% на первой неделе и на 11% на второй. На третьей же неделе также был зафиксирован прирост, как в рознице.

  • IT-услуги и разработка программного обеспечения. Здесь обороты снизились всего на 6%. На первой неделе падение составило 6%, на второй произошел небольшой рост на 1% относительно обычных значений. Но на третьей неделе сектор опять начал сокращаться.

  • Обслуживание и хранение транспорта, складирование. Обороты компаний в этом сегменте снизились на 9%. На второй и третьей неделе обороты росли и в итоге частично скорректировали общую негативную динамику.

  • Телекоммуникации, связь, издательства. Обороты в первую нерабочую неделю снизились на 14%, на второй неделе апреля незначительно подросли, но на третьей неделе падение в сегменте продолжилось.

  • Консалтинговые услуги (HR, бухгалтерия, юридические услуги). Обороты в апреле по сравнению с февралем и мартом снизились на 16%. Вторая неделя апреля показала небольшой рост по сравнению с первой рабочей неделей, но в целом стабильность в сегменте сохраняется на протяжении последних двух недель.

Федор Бухаров, Вице-президент Тинькофф, директор Тинькофф Бизнеса:

«Ограничительные меры в стране оказались очень болезненными для малого и среднего бизнеса — обороты за три недели снизились более, чем на 20%. Но динамика показывает, что малый и средний бизнес в некоторой степени смог адаптироваться к новым условиям, и кое-где мы увидели прирост оборотов уже на второй и третьей неделях самоизоляции.

Мы видим, что нашим клиентам сейчас приходится трудно, и мы помогаем им разными способами: предлагаем кредитные каникулы, переход на тарифы без оплаты, снижаем тарифы на эквайринг, помогаем находить новые каналы продаж, выходить в онлайн и зарабатывать там».

О Тинькофф Бизнесе
Тинькофф Бизнес — экосистема финансовых и технологических продуктов для малого, среднего и крупного бизнеса. Среди клиентов — более 1 млн предпринимателей и компаний по всей России.
Показать больше

Похожие новости