Исследование Тинькофф Путешествий: как банкротства зарубежных авиакомпаний влияют на россиян

Москва, Россия — 17 декабря 2021 г.
Аналитики сервиса «Тинькофф Путешествия» в рамках проекта Tinkoff Data провели исследование о том, как банкротства зарубежных авиакомпаний в период пандемии коронавируса отразились на путешествиях россиян.

Методология исследования включала опрос пользователей экосистемы Тинькофф, анализ данных о покупках авиабилетов в 2020–2021 годах, аналитику открытых данных, а также данные аналитического центра НАФИ по туристической активности россиян.

Основные выводы:

  • С начала 2020 года по октябрь 2021 года в мире обанкротились по разным оценкам до 44 авиакомпаний.
  • Шесть из них совершали рейсы в Россию, включая Alitalia, которая была признана банкротом в октябре 2021 года.
  • По данным Тинькофф Путешествий, среди зарубежных авиакомпаний чаще всего возвращали билеты Турецких и Чешских авиалиний.
  • В авиаиндустрии за последний год потеряно больше 5 миллионов рабочих мест. Количество рейсов за 2020 год сократилось вдвое.
  • В целом 30% респондентов за последний год сталкивались с отменой или переносом рейса по разным причинам, только 40% из них вернули все деньги за билет.
  • Из тех, чей вопрос с отменой рейса был решен: 32% — обменяли билеты, 25% — взяли предложенный ваучер на покупку других билетов.
  • В 31% случаев деньги за отмененный рейс возвращала авиакомпания, в 24% случаев ситуация так и не разрешилась. В других случаях вопрос часто помогали решить тревел-агентство или туроператор.
  • Почти половина (49%) респондентов хотели бы, чтобы зарубежные авиакомпании несли ответственность за отмену рейсов.

Авиация 2020–2021: потери рынка из-за ковидных ограничений

По оценкам международной воздушной транспортной организации (IATA), в сегменте авиаиндустрии за последний год потеряно больше 5 миллионов рабочих мест. Количество рейсов за 2020 год сократилось вдвое: 5 млн вместо 11 млн годом ранее, а спад также продолжается и в 2021 году. Весной 2021 года мировой пассажиропоток сократился на 67,2% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Последствия пандемии сказались и на сотрудниках, занятых в авиаотрасли. По данным компании по обработке данных о путешествиях Cirium, вследствие введенных ограничений на перелеты в течение 2020 года 43 авиакомпании прекратили свою деятельность.

По данным Аналитического центра НАФИ, несмотря на пандемию и ситуацию с отменами рейсов, россияне не готовы отказываться от авиапутешествий. В 2021 году 11,9% россиян планировали авиаперелеты.

При этом люди планируют путешествия преимущественно по России: в 2021 году 29% россиян планировали поездки внутри страны, и только 7% опрошенных — за границу.

Фактически же, согласно данным НАФИ, в 2021 году доля россиян, которые не выезжали за пределы России после начала пандемии, увеличилась до 96%. До пандемии эта цифра составляла 87%.

Турецкие и Чешские авиалинии — лидеры по возвратам билетов

По данным Тинькофф Путешествий, в период с января 2020 года по июль 2021 года по количеству возвращенных билетов лидирует Аэрофлот, так как это самый популярный авиаперевозчик в России.

Среди зарубежных авиакомпаний в топ-5 по продажам авиабилетов за последний год оказались Turkish Airlines, Qatar Airways и Uzbekistan Airways, которые по этой же причине вошли в топ-5 авиакомпаний по количеству возвратов билетов:

  1. Turkish Airlines.
  2. Czech Airlines.
  3. Qatar Airways.
  4. Uzbekistan Airways.
  5. Alitalia.

Среди зарубежных авиакомпаний, которые не были в числе лидеров по продажам авиабилетов, больше всего было возвратов у Czech Airlines и Alitalia.

Авиакомпания Alitalia 10 лет находилась на грани банкротства, и прекратила существование в середине октября 2021 года.

Чешские авиалинии стали банкротом весной 2021 года по решению Пражского суда. По данным Тинькофф Путешествий, Чехия — это одно из самых популярных направлений для полетов россиян в 2019 — начале 2020 гг.

Как авиакомпании справлялись с банкротствами в 2020—2021 гг.

Пользователи Тинькофф Путешествий столкнулись с отменами рейсов нескольких зарубежных авиакомпаний, заявивших о своем банкротстве в течение 2020—2021 гг. Каждая из авиакомпаний выбирала свою стратегию в рамках процедуры возврата денежных средств за отмененные рейсы клиентам:

1. Air Italy, Италия. Вторая по величине авиакомпания в Италии после Alitalia, заявила о прекращении деятельности 11 февраля 2020 года. Деньги за проданные билеты пассажирам авиакомпания не вернула.

2. AtlasGlobal, Турция. Турецкая авиакомпания, выполнявшая регулярные и чартерные пассажирские авиаперевозки в страны Европы и Азии, а также на территорииТурции. Объявила о приостановке деятельности в конце 2019 года, но фактически выполняла рейсы внутри Турции. 12 февраля 2020 года компания объявила о банкротстве и о полной остановке операционной деятельности. Клиентам деньги не вернули, онлайн-тревел-агентство произвело выплаты клиентам за свой счет.

3. Avianca, Перу. Крупная авиакомпания Колумбии, вторая по величине в Латинской Америке после чилийской LATAM. 10 мая 2020 года подала заявление о банкротстве из-за долга свыше 7,3 млрд долларов. Деньги клиентам Тинькофф Путешествий возвращены не были.

4. Montenegro Airlines, Черногория. Национальный авиаперевозчик. В зависимости от времени года авиакомпания производила как регулярные, так и чартерные рейсы в города Европы. 25 декабря 2020 года авиакомпания объявила о банкротстве и остановила всю операционную деятельность. Деньги пассажирам возвращены не были, возвраты пассажирам преимущественно возвращали онлайн-тревел-агентства.

5. Alitalia. Пандемия и закрытие границ привели компанию к банкротству в середине октября 2021 года. С 15 октября место национального авиаперевозчика Италии займёт новое предприятие — Italia Transporto Aereo при этом пассажиры, которые приобрели билеты Alitalia, бесплатно пересажены на рейсы новой авиакомпании. Это говорит об одном из немногих лояльных подходов к пассажирам во время пандемии коронавируса.

Более 30% респондентов столкнулись с отменой или переносом рейсов

Опрос Тинькофф Путешествий показал, что более 30% респондентов, отправлявшихся в поездки в 2020–2021 годах, сталкивались с переносом или отменой перелетов.

Почти половина респондентов (49%) ожидает компенсацию от авиакомпаний, так как их наиболее часто признают ответственными за отмену или задержку рейсов. Однако деятельность зарубежных авиакомпаний не всегда находится в области влияния российских регуляторов. По этой причине компенсация в случае отмены рейсов зарубежной авиакомпанией за ее счет происходит не всегда.

Большой популярностью также пользуется тревел-страховка: 13% путешественников готовы больше платить за простую и прозрачную процедуру возврата денег в случае отмены или переноса.

Авиакомпании возвращают деньги только в 31% случаев

По данным опроса Тинькофф Путешествий, только 40% респондентов, столкнувшихся с отменой рейсов, вернули все деньги за билеты, 36% — вернули только часть денег.

В 31% случаев деньги за отмененный рейс возвращала авиакомпания, вдругих случаях вопрос часто помогали решить тревел-агентство или туроператор. В 24% случаев ситуация так и не разрешилась.

Из тех, чей вопрос с отменой рейса был решен: 39% — вернули деньги, 32% — обменяли билеты, 25% — получили предложение о ваучере на обмен билетов в течение года, 4% — от выплат отказались или не стали просить о них.

Можно отметить тренд на простую процедуру возвратов — напрямую у авиакомпании и деньгами. Ваучеры и обмены вызывают скепсис у путешественников, зачастую по причине нестабильности туристического рынка и неопределенных условий использования ваучеров.

Почти половина всех возвратов билетов — вынужденная

По данным Тинькофф Путешествий, чаще всего от билетов путешественники отказываются по личным причинам, то есть добровольно: в среднем за полтора года так вернули 52% авиабилетов. Добровольная отмена востребованнее всего в пандемию: из-за постоянно меняющихся ограничений, а также эпидемиологической ситуации путешественникам пришлось корректировать планы.

Вынужденная отмена за последние полтора года также набрала высокий процент — 48%. Такие возвраты совершаются по причинам, не зависящим от пассажира. Например, если авиакомпания сама отменяет или переносит рейс. К этой же категории отмен относятся возвраты билетов по причине болезни пассажиров.

Тинькофф Путешествия

Тинькофф Путешествия — онлайн-тревел-агентство в экосистеме Тинькофф. Одно из первых общедоступных OTA (online travel agency) в российской банковской сфере. На платформе можно приобретать авиабилеты от Тинькофф Путешествий как от агента, а также напрямую на сайтах авиакомпаний или других агентств.

Клиенты Тинькофф Путешествий могут бронировать ж/д-билеты, туры, отели и арендовать автомобили через сеть партнеров Тинькофф (Travelata, Booking, Tvil.ru, EconomyBookings, RentalCars и другие) с кэшбэком до 10%. При этом клиенты с любой подпиской Tinkoff получают повышенный кэшбэк, не платят сбор за возврат и обмен билетов, купленных напрямую у Тинькофф Путешествий, а все данные для покупки подтягиваются автоматически.

Бот Тинькофф Путешествий помогает найти выгодные билеты и присылает ссылки на них в чат приложения или в Телеграм. Узнать об открытых международных направлениях и условиях въезда можно на интерактивной карте «Куда лететь?» от Тинькофф Путешествий.

Экосистема Тинькофф
Тинькофф — финансовая онлайн-экосистема, объединяющая полный спектр финансовых услуг для частных лиц и бизнеса. Особое внимание Тинькофф уделяет развитию лайфстайл-банкинга: экосистема дает клиентам возможность анализировать и пла...
Показать больше

Похожие новости