Tinkoff CoronaIndex: потребительская активность в ноябре снизилась на 10%, несмотря на распродажи

Москва, Россия — 7 декабря 2020 г.
Потребительская активность россиян в ноябре снизилась на 10% (по сравнению с ноябрем 2019 г.), несмотря на распродажи в «День холостяка» 11 ноября и «Черную пятницу» 27 ноября, свидетельствуют данные аналитического проекта Tinkoff CoronaIndex.

Среднее значение индекса потребительской активности Tinkoff CoronaIndex в ноябре составляло 6,1 балл по сравнению с 6,7 годом ранее. Сильнее потребительская активность россиян в 2020 году падала только в апреле (-25%) и мае (-16%).

Распродажи также не смогли компенсировать снижение покупательской активности россиян — в этом году они тратили в «День холостяка», «Черную пятницу» и «День матери» на 20–30% меньше, чем в 2019 году. При этом в ноябре объем онлайн-покупок вырос в денежном выражении на 14% в сравнении с октябрем, но зато сократились обороты в офлайне. В итоге обороты малого и среднего бизнеса в ноябре сократились на 9%.

Сразу после «Черной пятницы» (в период 30 ноября — 4 декабря) потребительская активность продолжила падение на 15–25% (в зависимости от региона). Так, например, в Москве Tinkoff CoronaIndex в первую неделю декабря в среднем составлял 4,6 баллов, а по России — 6 баллов — это сопоставимо со значениями второй половины мая и июня 2020 года, когда покупательская активность россиян только начинала восстанавливаться после локдауна.

Потребители реализовали отложенный спрос

Потребительский спрос в России продолжает плавное снижение и переходит с промтоваров, сервисов и услуг на товары первой необходимости и продукты питания. Однако, за неделю массовых распродаж 23—30 ноября россияне совершили больше покупок в непродовольственных сегментах, чем в другие дни года.

Серьезнее всего выросли затраты россиян в неделю «Черной пятницы» (23—29 ноября) на услуги турагентств (+61% за неделю), образование (+42%), спортивные товары (+31%), книги и развлечения (+28% и +24% соответственно). Также россияне активно тратили деньги в салонах красоты (+24%), на одежду и обувь (+15%), бытовую технику и электронику (+20%) а также на товары для дома и ремонта (рост на 15% в недельном значении).

Безусловным лидером роста на последней неделе ноября оказались цветы — россияне потратили на букеты в «День Матери», который отмечался 29 ноября, на 145% больше среднего годового значения, и на 52% больше, чем в 2019 году.

В конце ноября заметно выросли обороты компаний из туристического бизнеса (турагентств, отелей) — россияне активно готовятся к новогоднему сезону. Также рост оборотов на 15–25% произошел у компаний, работающих в сфере e-commerce (+18% за год, +21 на последней неделе ноября), образования (+5% за год, +18% за последнюю неделю ноября), у продавцов электроники (+25% за год, +23% за неделю), а также у логистических компаний (+58% за год, +110% за неделю), что связано в целом с дальнейшим развитием e-commerce в России.

Ситуация в регионах

Москва по-прежнему находится в режиме потребительской спячки и топ 3 регионов по минимальной потребительской активности. В последнюю неделю ноября среднее значение потребительского индекса составляло 4,7 (годом ранее — 6 баллов). По сравнению с прошлым годом москвичи тратили за неделю «Черной пятницы» на 25% меньше.

В регионах, также, как и на федеральном уровне, наблюдался тренд на необязательные расходы. Траты потребителей во многих из них соответствуют трендам потребления по России: выросли расходы на цветы, образование, услуги турагентств, спорттовары, развлечения и услуги красоты.

Среди регионов с минимальной потребительской активностью в неделю распродаж (по значению индекса):

  • Чукотский АО — 4,3;
  • Ямало-Ненецкий АО — 4,6;
  • Москва — 4,7;
  • Московская область — 5,2
  • Санкт-Петербург — 5,2.

В Чукотском АО, где индекс потребительской активности один из самых низких в стране (2-ое место), в неделю распродаж выросли траты в салонах красоты (+174%) и общепите (+11%); жители региона активно покупали одежду и обувь — расходы в этой категории по сравнению с неделей до распродаж увеличились на 57%, а также возросли траты на товары для дома (+33%). При этом обязательные расходы, наоборот, снизились: покупки в супермаркетах упали на 4%, затраты на транспорт — на 38%.

Схожий тренд на рост необязательных расходов наблюдается и в ЯНАО. В регио не также возросли траты на цветы ко «Дню Матери» — за неделю они выросли почти на 120%, увеличились траты на одежду и обувь (+20%), отели (+27%), жители чаще ходили в рестораны (+7%), салоны красоты (+19%).

Среди регионов-лидеров по росту индекса (на последней неделе ноября):

  • Приморский край (6,6) +0,8;
  • Республика Ингушетия (6,9) +0,6;
  • Чеченская республика (8,9) +0,6;
  • Бурятия (7,8) +0,4;
  • Калмыкия (8,2) +0,3.

В Приморском крае возросли расходы почти по всем пунктам рейтинга: на покупку цветов и услуги турагентств (выше 90%); на развлечения, ж/д билеты, спорттовары, услуги красоты и образование — в среднем более 60%. Также повысился спрос на аренду авто (+30%). Последний также сильно поднялся в Нижнем Новгороде (+81%), Челябинске (+60%) и Перми (+56%).

Жители Ингушетии на неделе распродаж активно посещали рестораны (+61%), а Чечни — салоны красоты (+60% за неделю).

В Республике Бурятия, несмотря на местный локдаун, траты жителей в неделю распродаж сильно возросли в сегменте развлечений (+47% к неделе с 16—22 ноября), повысился спрос на одежду и обувь (+19%) и турпутевки (+25%).

Жители Республики Калмыкия в неделю «Чёрной пятницы» развлечениям уделяли не так много времени, но в регионе значительно вырос спрос на спорттовары (+106%), товары для дома и ремонта (+62%) и услуги связи (+119%).

В северных регионах страны, где уже наступают морозы, жители стали активнее посещать кинотеатры, расходы на билеты в кино выросли на 60% в Приморском крае, и на 238% — в Новосибирской области. В Калининградской области возросли траты на отели до 249%. А вот расходы на услуги турагентств одними из самых высоких оказались в Воронежской области — за последнюю неделю ноября они возросли на 333%.

В ноябре Tinkoff CoronaIndex сообщал о снижениях затрат россиян на рестораны, одежду и путешествия.

Экосистема Тинькофф
Тинькофф — финансовая онлайн-экосистема, объединяющая полный спектр финансовых услуг для частных лиц и бизнеса. Особое внимание Тинькофф уделяет развитию лайфстайл-банкинга: экосистема дает клиентам возможность анализировать и пла...
Показать больше

Похожие новости